Волшебный песок
Нам привезли песок на сад,
Я этому – безумно рад!
С ним буду целый день играть,
Лепить куличек, загорать!
Наделаю в песке ходы,
Потом налью туда воды.
Построю для машин гараж
И новый домик, и шалаш!
Песочных куличей – не ем,
Да что ж я, маленький совсем?!
Н. Хилтон
Я этому – безумно рад!
С ним буду целый день играть,
Лепить куличек, загорать!
Наделаю в песке ходы,
Потом налью туда воды.
Построю для машин гараж
И новый домик, и шалаш!
Песочных куличей – не ем,
Да что ж я, маленький совсем?!
Н. Хилтон
В ФГОС ДО учтены такие важные термины как индивидуальные особенности
ребёнка, возрастные особенности ребёнка, интегральные качества компетенции
ребёнка, которые требуют “принципа интеграции образовательных областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников,
спецификой и возможностями образовательных областей”. Интеграцию можно
реализовать по-разному, но базироваться она должна на игре. А что может быть
ближе, чем игра в песок.
Игры с песком — одна из форм естественной активности ребенка. Именно
поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу, проводя
коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка,
придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем
ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего
мира.
В современной педагогике и психологии в данное время активно
применяется песочная терапия. Ведь песок это природный материал, обладающий
собственной энергетикой, имеющий множество преимуществ перед другими
материалами такими как глина, пластилин.
Согласно ФГОС мы обязаны использовать здоровье сберегающие технологии, а
использование песочной терапии даёт
множество позитивных показателей в развитии и формировании всесторонней
личности ребёнка дошкольного возраста.
Песочная терапия наиболее
эффективно используется при коррекции эмоционально-волевой сферы.
Эмоционально-волевая сфера – это сфера человека, отвечающая за взаимосвязь
эмоций и воли.
Именно ФГОС ДО
способствует поддержанию разнообразия детства и направлен на позитивное
становление ребенка и учёт индивидуальных потребностей, проявление инициативы и
интересов, его возможности на разных этапах освоения образовательной программы
дошкольного образования.
Посещая дошкольное образовательное учреждение, каждый ребенок получает
возможность полноценно жить и развиваться, активно участвуя в специфически
детских видах деятельности: игровой,
коммуникативной, продуктивной, двигательной, познавательно-исследовательской.
Задача педагога – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать
условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что
способствует развитию познавательной компетенции
детей. Поэтому очень важно организовывать занятия по ознакомлению
детей со свойствами песка таким образом, чтобы не только преподносить им
готовые знания, но и помогать им, добывать эти знания самим с помощью игровых
методов, экспериментирования и исследования. Именно в песочнице создается дополнительный акцент на
тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка.
Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной
стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны,
более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в
процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального
состояния ребенка. В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в
окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нём что-то новое для
себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый шаг был путешествием к истокам
чудес в природе. Не секрет, что дети раннего возраста по природе своей
исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное
стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире
традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Проблема
эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна,
именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором
закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности.
Современные дети стали
менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и
контролировать свои эмоции.
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают
воспринимать действительность и реагировать на неё. Положительные переживания
воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях, а
отрицательные тормозят процесс развития.
Ещё Гиппократ
признавал, что решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в
организме, играют эмоции.
Психологи считают, что все изменения в познавательной деятельности,
которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими
изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка.
Эмоции воздействуют на все психические процессы:
восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на
волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в
возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является
одной из наиболее важных проблем психологии и педагогики.
Итак, центральная
психическая функция дошкольников - эмоциональная. С одной стороны, им
необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны - игры,
упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и
их осознавать. Если эта магистральная линия развития - линия развития эмоций -
нарушается, нарушается и нормальный процесс личностного развития в целом.
Поэтому формирование и коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы
необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, приоритетных
задач воспитания, развития ребенка. Реализация специфических возрастных
возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в
соответствующих возрасту видах деятельности. Все вышесказанное объясняет актуальность
выбранной темы.
Вопрос о значении
восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления
его как личности остается одним из актуальных и обсуждаемых в
психолого-педагогической литературе. Связано это с открытием новых возможностей
работы со сказкой, которая открывается для читателей и исследователей не только
как культурологический феномен, но и как феномен психологический, как форма
духовного опыта человечества. Эти положения отразились в современном
методологическом направлении работы со сказкой, получившем название
сказкотерапия.
Сказкотерапия – «метод, использующий сказочную форму для интеграции
личности, развития творческих способностей, расширения сознания,
совершенствования взаимодействия с окружающим миром» (Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева). Сказка, ее восприятие,
проживание ее нравственного урока является условием формирования гармоничной
личности ребенка и, в то же время, она может выступать инструментом воздействия
на эмоциональную сферу ребенка, напрямую связанную с воображением.
Таким образом, в
сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для
развития эмоциональной сферы дошкольника.
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма
деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает
больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы
обучения.
Во-первых, существенно
усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и
работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается
тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
Соприкасаясь пальцами с песком, ваши нервные окончания посылают сигналы в мозг
и начинают стимулировать его работу.
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются
все познавательные функции (восприятие,
внимание, память, мышление).
В-четвертых,
совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует
развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно
актуально в работе с «особыми» детьми.
Комментариев нет:
Отправить комментарий