воскресенье, 8 декабря 2019 г.

РЕФЛЕКСИЯ

Человек не способен жить полноценной жизнью, если он не умеет размышлять, наблюдать за собой, своим внутренним миром, своими действиями. Без самоанализа, оценки процесса и результата своей деятельности невозможно обучаться. Эти умения и навыки принято называть одним словом: рефлексия. 



Рефлексия — это “взгляд внутрь себя”, внимание, обращенное на свое самочувствие, на внутренние процессы и результаты собственной деятельности. 

У маленьких детей нет потребности в осознании себя, они не способны анализировать и находить причины своих ошибок, взаимосвязь своих усилий и результатов труда. Ребенок не понимает и не может объяснить, что происходит с ним в процессе его активности. Обучать детей этому важно, и начинать развивать навыки рефлексии имеет смысл уже в младшем дошкольном возрасте.

Зачем нужно развивать умение рефлексировать?

Благодаря этому дети учатся:
• осмысливать получаемые результаты;
• ставить цели и связывать с ними результаты своей деятельности;
• находить мотивацию для самостоятельной работы;
• направлять внимание не только на процесс деятельности, но на изменения, которыми обусловлена активность и которые вытекают из нее;
• навыкам саморегулирования, самоконтролю, самооценке.

Как развивать навыки рефлексии у дошкольников?
Навыки, необходимые для формирования рефлексивной деятельности, формируются путем постановки правильных вопросов. При этом рефлексия может проводиться как в конце какой-либо деятельности или игры, так и в процессе, между этапами. Можно также провести рефлексию в начале и в конце выполнения задачи, а затем проанализировать результаты, сравнить разницу.
Ребенку следует задавать простые, понятные и дельные вопросы:
• Что происходило во время занятия?
• Что именно делал ты?
• Что при этом ты испытывал, чувствовал?
• Что понравилось, не понравилось?
• Через какие трудности тебе пришлось пройти?
• Что нового ты для себя узнал?

Отличным способом оценки настроения и состояния ребенка может стать игра “Моя погода” — родитель спрашивает: “На что похоже сейчас твое настроение?" Ребенок должен выбрать картинку, соответствующую его настроению:
• солнышко — прекрасное настроение;
• солнышко за тучкой — хорошее настроение;
• тучка — плохое настроение;
• дождливая тучка — грустное, печальное настроение;
• грозовая тучка — злое, ужасное настроение.
После выбора картинки нужно обсудить с ребенком, почему он выбрал такую картинку, отчего может измениться его выбор, что может изменить его настроение.

Заведите ритуал беседовать с ребенком перед сном о том, как прошел его день и что он планирует делать завтра. Это послужит прекрасным способом тренировки навыков рефлексии.

Рефлексия у дошкольников — удивительное многогранное явление, основанное как на собственной оценке ребенка, так и на оценке его родителями, окружающими людьми. Это своего рода совместная деятельность, в результате которой ребенок развивается, совершенствуется, обучается видеть себя изнутри и со стороны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий