Всем известно, что развитие мелкой моторики напрямую связано с интеллектуальным развитием ребенка. Выполнение упражнений для развития мелкой моторики способствует не только повышению ловкости рук, но также развитию речи ребенка, улучшению его памяти, внимания, мышления. В старшем дошкольном возрасте особое значение приобретает развитие мелкой моторики в связи с подготовкой руки ребенка к письму. Сейчас продается много разнообразных игрушек и пособий по развитию мелкой моторики для детей различного возраста, но, к сожалению, почти вычеркнуты из жизни ребенка такие "бесплатные" занятия по развитию мелкой моторики как завязывание шнурков и застегивание пуговиц. Конечно, и воспитателям, и родителям гораздо удобнее, когда у ребенка обувь "на липучках" и кофточки без застежек... Однако сложно переоценить роль завязывания шнурков и застегивания пуговиц для развития ребенка. Для выполнения этих действий от малыша требуется скоординированная работа различных систем его организма (нервной, мышечной, костной), требуется определенная концентрация внимания и определенный уровень развития пространственного мышления. При этом такие занятия носят априори систематический характер — если у ребенка обувь со шнурками, то завязывать и развязывать их придется несколько раз в день! Конечно, в первое время придется приложить определенные усилия и ребенку, и взрослому, но эти усилия точно окупятся, когда ребенок начнет учиться писать. Так как же научить ребенка завязывать шнурки?• Начинайте обучение в спокойной обстановке — не перед выходом в садик или в школу, когда нужно "бежать", а когда есть свободное время, можно во время игры или в качестве развивающих занятий. • Показывайте, как завязывать шнурки, находясь не напротив ребенка, а обняв его сзади — чтобы он видел движения не как в зеркале. • Обняв ребенка сзади, так, чтобы ваши руки были впереди него, вначале покажите медленно сами, как завязывать шнурки, а затем медленно повторите все движения ручками ребенка, чтобы он с вашей помощью смог завязать нужный узелок и "бантик". Повторите такое "совместное завязывание" несколько раз. • После того как ребенок научится медленно завязывать шнурки в "игровой" ситуации, можно переходить к "ежедневным тренировкам" в реальной жизни, собираясь в школу или садик. Правда, помните, что в первое время на завязывание шнурков потребуется дополнительное время при сборах. • Обязательно хвалите ребенка за его успехи! В каком возрасте ребенок должен уметь завязывать шнурки?
В советское время считалось, что дети уже к 5 годам должны самостоятельно завязывать шнурки. Сейчас эти рамки сильно сдвинулись. Формированием этого навыка перестали заниматься и воспитатели, и родители. И даже в школе учителя просят на физкультуру приносить обувь "на липучках", потому что дети не умеют завязывать шнурки. А жаль... Хотя дело здесь совершенно не в шнурках — трудно найти другое такое систематическое и эффективное занятие по развитию мелкой моторики! |
Комментариев нет:
Отправить комментарий