Игры для развития мышления
В современном мире все большее развитие приобретает функциональный подход, основа которого заключается в том, что человеку нужны вовсе не вещи и не предметы, а ФУНКЦИИ, ими выполняемые. Развитие функционального мышления у детей дает им возможность решения многих нестандартных задач, а также развивает способности к изобретательству.
Для освоения функционального подхода важно обсудить с ребенком три момента:
1). любой предмет создан для выполнения какой-то основной, главной функции. Например, карандаш — чтобы оставлять след на бумаге, ластик — чтобы удалять след карандаша, пылесос — чтобы всасывать пыль и т.д.
2). любой предмет может выполнять кроме основной, еще неограниченное количество различных функций. И наоборот:
3). любая функция может быть выполнена большим количеством различных способов и предметов.
Например, карандаш, у которого основная функция — оставлять след на бумаге, может выполнять также функции указки, линейки, опоры, шила и т.д. С другой стороны, основную функцию карандаша — оставлять след на бумаге — могут выполнить и другие предметы — ручка, кисточка, фломастер и даже палец, испачканный в чем-нибудь.
Несложные игры для развития функционального мышления у детей.
1. "Назови предмет одним главным словом".
Для начала обсудите с ребенком главные функции для некоторых предметов. Например, как мы уже упоминали, основная функция карандаша — оставлять след на бумаге. Как это можно назвать одним словом? "Рисовалка" или "писалка". А зачем сделан автомобиль? - Чтобы возить грузы или людей. Значит, как можно назвать автомобиль одним словом? Конечно, "возилка". Предложите ребенку назвать одним "главным" словом, например, такие предметы: зеркало ("отражалка", "смотрелка"); телефон ("передавалка", "говорилка", "слушалка"); зубы ("жевалка"); лампочка ("светилка"); лопата ("копалка"). Эта игра получается очень веселая, она нравится детям, и при этом она учит их определять главную функцию предмета.
2. Обратная игра - "Отгадай предмет".
Спросите у ребенка "Что такое "хранилка"?" — это может быть шкаф, сундук, сейф, карман, мешок, склад ...
Что такое "резалка"? — нож, пила, ножовка...
3. "Что этим можно сделать?"
Попросите ребенка придумать как можно больше функций, которые можно выполнить, например, такими предметами: карандаш (измерить длину, использовать как указку, размешать краску, сделать дырочку в бумаге...); гвоздь (можно использовать в качестве крючка, чтобы что-то повесить, для соединения деревянных деталей, можно использовать в качестве шила, можно нацарапать "письмо"...); спички (зажечь огонь, сложить узор, посчитать...).
Комментариев нет:
Отправить комментарий