понедельник, 10 августа 2020 г.

Адаптация детей в детском саду.

 

Адаптация детей в детском саду.

 

                                                   “Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к                                           будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей               степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.

 

                                                                                                                                          В.А. Сухомлинский

 

Адаптация - это привыкание организма к новой обстановке и новым условиям жизни. Для ребенка детский сад и есть такая обстановка с неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

  Во время адаптации ребенок ни болен, ни здоров. Он находится в третьем состоянии, в состоянии постоянного нервно-психического напряжения. Постоянно находиться на грани стресса долго нельзя. Поэтому в скором времени ребенок или, в самом деле, заболеет, или снова станет сам собой.

  По наблюдениям психологов средний срок адаптации детей в норме составляет:

до 3 лет – 7-10 дней,

в 3-5 лет – 2-3 недели,

после 5 лет – 1 месяц.

 

Адаптационный процесс может иметь разную степень тяжести:

Тяжелая степень адаптации - дети реагируют на перемену обстановки нервным срывом, частыми затяжными простудными и другими заболеваниями, потерей ранее полученных знаний и навыков. Это наиболее неблагоприятный вариант.

Поведение ребенка: Контакт с ребёнком удаётся установить с трудом (часто только через родителей). Ребенок переходит от одной игрушки к другой, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей.

Средняя степень адаптации - дети без нервных расстройств - они в детском саду "всего лишь" начинают часто болеть. Еще бы, происходит "обмен" всевозможными инфекциями. У таких детей начинаются ОРЗ и прочие неприятности. Причем, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта.

Поведение ребенка: Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряжённость первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).

Легкая адаптация  почти половина детей составляет самую благополучную группу - они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Любые изменения кратковременны и незначительны, поэтому ребенок болеет редко.

Поведение ребенка: Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители, настроение бодрое или спокойное, мимика выразительная, эмоции легко распознаются. Ребёнок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.

Каждый ребенок реагирует и привыкает к детскому саду

 по-разному, но есть и общие закономерности.

  Психологи указывают: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение,тем более он будет настроен к общению коллективе в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.

  Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми, становятся возбудимыми, ранимыми, плаксивыми. Стресс истощает защитные силы организма и как результат такие дети часто болеют.

  В 3 года малыш впервые ощущает себя как личность и хочет, чтобы это видели другие.  Ребенок может «надорваться» если к психической нагрузке кризиса трех лет, добавляется еще и груз адаптации к детсаду.

  Мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери. Чем больше развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее проходит адаптация.

  Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери

  Всегда нелегко привыкают к детскому саду единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

  Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше подстегивать, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным.

  Холерики, особенно мальчики, тяжело переносят недостаток активности и движения в детском саду, к тому же воспитатели делают им бесчисленные замечания.

  Осложняющими факторами адаптации будут повышенная тревожность мамы, конфликты в семье и необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками.

Каждый ребенок привыкает к жизни в детском саду по-своему. Надо учитывать темперамент малыша, его состояние здоровья и другие факторы. Некоторые дети в первые дни проявляют нешуточную агрессию: царапаются, кусаются, бросаются на пол, с яростью швыряют предлагаемые игрушки. А другие наоборот замыкаются в себе и, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживают рыдания; сидят, уткнувшись в одну точку, не притрагиваясь ни к игрушкам, ни к еде. Так что родители должны быть готовы ко всему.

Основные особенности нормально текущего периода адаптации.

 

 Нарушения настроения

Слезливость, капризность, подавленное состояние у некоторых детей; возбудимость, гневливость, агрессивные проявления у других (продолжительность - от недели до 1,5 месяца).

 

Нарушения сна

Дети очень часто начинают хуже спать, с трудом засыпают вечером, могут плакать перед сном; утром же их бывает очень трудно разбудить в нужное время, Некоторые дети не могут заснуть днем в детском саду, переутомляются и быстро засыпают вечером. Другие, перевозбужденные, не могут успокоиться до 22-23 ч. Недостаток сна сказывается на самочувствии детей практически сразу и оказывает комплексное негативное влияние на нервную систему (продолжительность - от 1 до 2 месяцев). 

 

Нарушения аппетита

Дети начинают плохо есть (причем и дома, и в саду) по той причине, что им предлагают непривычную пищу, новые блюда, незнакомые на вкус. Для детей, привыкших к приему протертой пищи в домашних условиях, может оказаться неожиданной консистенция блюд в детском саду. В сочетании с повышенной нервной возбудимостью некоторых детей это может привести к кратковременным желудочно-кишечным расстройствам - рвоте, болям в животе, икоте, иногда - к пищевой аллергии (продолжительность - от 1 недели до 1 месяца).

 

 Понижение иммунитета

Вследствие стресса у маленьких детей страдает иммунная система, они начинают часто болеть (обычно ОРВИ), реагируют на переохлаждение, перегревание, сквозняки гораздо чаще, чем в обычном состоянии; легко заражаются друг от друга (продолжительность - от 2 до 10 месяцев, у некоторых еще дольше).

 

 Нарушение поведения

Дети как бы возвращаются на более ранние ступени развития, хуже играют, игры становятся более примитивными, не могут оторваться от мамы даже дома, начинают бояться чужих людей. У некоторых наблюдается утрата навыков самообслуживания, гигиенических навыков (они не просятся на горшок, испытывают затруднения при необходимости помыть руки и т. д.) (продолжительность - от 1 недели до 2 месяцев).

 


 

Ребенок не хочет идти в 1 класс: что делать?



Осталось совсем немного времени до самого важного события в жизни семилеток.  Детский сад позади, впереди что-то новое, интересное, взрослое — впереди первый класс и незнакомый статус школьника. Наверняка любой взрослый может вспомнить, с каким трепетом он ждал свое первое в жизни 1 сентября, как тщательно собирал портфель. Однако все чаще родители сталкиваются с очень серьезной проблемой: нежеланием ребенка идти в первый класс. И возраст нужный наступил, и писать\читать\считать умеет, но категорически отказывается менять сад на школу, нехотя говорит о ней и с раздражением ждет сентябрь. Почему так происходит?


Почему ребенку не интересно идти в первый класс? Причины могут быть следующие:

  • Негативное отношение ребенка к школе.

Здесь чаще всего ошибки совершают родители, невольно пугая детей школой. Речь идет о фразах, стимулирующих на некие действия: “шевелись, в школе тебя ждать никто не будет”, “вот посмотришь, учитель за такое поведение по головке не погладит” и т.п. Желание родителей направить поведение ребенка в определенное, ожидаемое русло такими фразами выливается в стойкое нежелание первоклассника идти туда, где не ждут и не гладят по головке. 

  • Тревога, снижение самооценки и неуверенность в успехе в роли ученика.

Еще одна распространенная ошибка родителей — попытки влиять на результат работы ребенка при помощи фраз “за такие закорючки тебе в школе никогда пятерку не поставят”, “как же ты в школу пойдешь, если считать не научишься” и т.п. Вчерашние дошкольники еще не приспособлены к жизни с оценками и неудачами, такие формулировки могут существенно влиять на их самооценку и желание быть учеником, которого критикуют и ставят только двойки. 

  • В семье есть старший ребенок.

Если будущий первоклассник регулярно слышит критику за успеваемость в адрес старшего брата или сестры, то у него задолго до школы может сформироваться страх и нежелание повторить участь старшего, получать нагоняи от родителей. Ребенок идет в первый класс, уверенно считая, что школа — это зло. 

  • В семье есть младший ребенок.

Младший брат или сестра могут также невольно повлиять на желание будущего первоклассника идти в школу. Ощущение некой несправедливости, обида отбивают у ребенка интерес к роли ученика: “почему я должен учиться, делать эти сложные уроки, уходить куда-то из дома каждое утро, а он\она остается с мамой или беззаботно проводит время в детском саду?”.

  • Переутомление от чрезмерной подготовки к школе.

Ребенок, посещающий различные развивающие кружки и подготовительные занятия с 3 лет, к возрасту первоклассника может испытывать серьезное пресыщение всей этой учебой. Раннее развитие — очень противоречивая и индивидуальная практика, нужно относиться к ней крайне осторожно и ответственно, как бы заманчиво это все ни выглядело.

  • “Тепличные” условия в семье.

Порой родители из лучших побуждений стремятся создать вокруг ребенка идеальные условия существования, максимально удобные и удовлетворяющие все потребности любимого чада. Не стоит забывать о том, что жизнь не сможет обеспечить подобную заботу. Если ребенку настолько хорошо и приятно дома, зачем ему куда-то выходить, чего-то добиваться? Постарайтесь не препятствовать естественному развитию событий, ведь опыт — самый лучший учитель. 

  • Неопределенность и неизвестность.

Большинство детей спокойно и легко воспринимают любые неожиданности, быстро приспосабливаются к новому образу жизни. Однако для тревожных, замкнутых и робких деток перспектива новой роли, чужих людей и непривычного распорядка дня может стать главной причиной для переживаний и нежелания что-то менять. 

  • Психологическая неготовность к школе. 

Подходящий возраст и сформированные учебные навыки — еще не показатель успешного обучения первоклассника. Порой ребенок не хочет становиться школьником, потому что действительно не готов к этому. Готовность к школе состоит из множества различных аспектов, сюда включены физиология, познавательная деятельность, психика и другие особенности личности ребенка. 

 

Что могут предпринять родители, если ребенок не желает становиться первоклассником?

  • Все, что касается школы, должно звучать из уст родителей только в позитивном ключе. При этом информация должна быть правдивой, без прикрас. 
  • Читайте с ребенком хорошие книги о школе, смотрите хорошие мультфильмы или семейные фильмы.  
  • Обсуждайте с ребенком правила поведения в школе, особенности проведения занятий и школьной жизни в целом. Это должен быть непринужденный диалог, не стоит нагружать ребенка рассказами о школе. 
  • Играйте вместе в школу. Сегодня он в роли ученика, а завтра сам проводит урок для вас. Сюжетно-ролевые игры имеют очень важное значение для старших дошкольников.
  • Вовлекайте ребенка в подготовку к школе. Ни одной покупки без его участия: портфель, тетради и даже обложки для них будущий школьник должен выбирать сам. 
  • Устройте экскурсию по школе, в которой будет учиться ребенок. Если учитель уже известен — познакомьте первоклассника с ним. Покажите класс, в котором ему предстоит заниматься, столовую и гардеробы. Это будет особенно полезно для тревожных деток.
  • Избегайте сравнений и излишней критики. Отдавайте предпочтение похвале и мотивации. Важно помнить, что все люди разные, и дети также развиваются индивидуально. Ищите сильные стороны ребенка, отмечайте их, а также прогресс, его личные достижения.
  • Общаясь с ребенком о школе, слушайте его. Он не может точно и кратко сформулировать причины своего нежелания быть школьником, но в его рассказах может быть много полезных фраз для понимания проблемы. 
  • Выбирайте альтернативные способы подготовки к школе. Вместо скучных учебников и букварей предложите ребенку игровой формат. Современные дети помешаны на гаджетах, у детей 6-7 лет игровая ведущая деятельность еще преобладает над учебной. Выбирайте формат подготовки и обучения, вмещающий в себя оба эти фактора: развивающие и обучающие онлайн-игры. 
  • Гордитесь ребенком, напоминайте ему о том, что быть школьником — ответственно и очень статусно, почетно. Этот этап необходим всем, кто желает стать умным и взрослым. Поддерживайте в ребенке мотивацию взрослеть: школьник имеет полное право смотреть мультфильм на полчаса больше, съесть 5 конфет вместо 3. Это поможет первокласснику влиться в учебный процесс, даже если дома остается младший ребенок.  
  • Прежде, чем принимать решение относительно поступления ребенка в первый класс, побеседуйте со школьным или детским психологом. Специалист поможет определить уровень готовности ребенка к школе по различным факторам, подскажет наиболее эффективные методы мотивации учебной деятельности и просто пообщается с ребенком, успокоит его и настроит на нужный лад. 

 

Первый класс — волнующая и ответственная перемена в жизни не только ребенка, но и родителей. Общаясь с детьми, делитесь и своими переживаниями. Расскажите о своих воспоминаниях относительно первого класса. Постарайтесь поддерживать ребенка в этот непростой период, сохранять позитивный настрой в семье.