понедельник, 10 июля 2023 г.

Занятия для детей летом.

 


Занятия для детей летом: нужны ли и как их правильно организовать


Многие родители до сих пор спорят, нужны ли летние занятия с детьми, приносят ли они пользу, или, наоборот, негативно сказываются на состоянии ребенка. А вот педагоги и психологи убеждены, что занятия летом необходимы и несут пользу детям. Но чтобы они были действительно эффективны, нужно понимать для чего их проводить, в какой форме и когда стоит начинать.
Не секрет, что в мае каждый ребёнок ждёт с нетерпением окончания школьных занятий. И не важно, первоклассник это или ученик старшей школы. Ведь за год все ребята очень сильно устают, а конец года с многочисленными контрольными и проверочными работами становится настоящим испытанием. Поэтому дополнительные занятия не стоит начинать сразу же после окончания учёбы. Ребёнку, да и родителям, просто необходимо отдохнуть.
Кому нужны занятия летом

При организации летних занятий нужно обязательно учитывать возрастные потребности ребенка:

Дошкольники

За летний период стоит подготовить дошкольников, поступающих в первый класс, к предстоящим изменениям. И здесь речь не только об учебных умениях, но и способности к самоорганизации.

Учащиеся начальной школы
Для детей начальной школы может быть полезна общая подготовка по основным предметам как с целью подтянуть знания, так и закрепить имеющиеся. Ребятам этого возраста свойственно быстро забывать полученную информацию, особенно, если она долгое время не используется. Для того, чтобы знания прочно усвоились, необходимо регулярное повторение. Но и тут главное не переборщить и правильно организовать работу, иначе возможно получить обратный результат.

Когда заниматься

В начале каникул стоит дать ребенку максимально расслабиться и сбросить накопившийся стресс. Ближе к концу июня можно начинать понемногу заниматься. Первые занятия должны быть короткими, чтобы не создавать лишнюю нагрузку. Постепенно можно увеличивать время до 1-2 часов в день, несколько раз в неделю. Желательно проводить занятия до обеда, когда работоспособность выше, вечером стоит предложить чтение книг и творчество.

Как организовать занятия

Лето — самое лучшее время для дополнительных занятий. Во-первых, нет четких школьных рамок, что и когда учить. Если есть интерес, то можно погрузиться в предмет полностью или просто повторить основные правила. Во-вторых, есть возможность чередовать занятия и отдых, учиться, как говорится, "на свежую голову".
Когда цели и время определены стоит подумать о том, как правильно организовать обучение, чтобы оно стало не в тягость ребенку, а вызывало интерес и положительные эмоции.

Основные принципы:
Нельзя заставлять ребенка заниматься, это может быть причиной отрицательной мотивации. В таком случае от учёбы будет только вред.
Лучше всего проводить занятия в игровой форме, тогда ребенок будет с нетерпением ждать нового урока, а не бояться "часа Х".
Не пользоваться учебниками как таковыми (школьный формат). Сейчас есть множество дополнительных и ярких пособий, которые совмещают игровые формы и отработку основного материала.
Чтение должно быть ежедневным, независимо от остальных видов занятий.

Если у ребенка нет трудностей в освоении школьной программы, то не стоит давать ему сложные упражнения на отработку. Достаточно перед новым учебным годом, за месяц, повторить основные темы, чтобы было проще приступить к учебе 1 сентября.
Пробуйте включаться в работу вместе с ребенком. Устройте конкурс типа "Кто быстрее решит все примеры". Если отдыхаете на природе, придумайте задачи из подручных средств, например, о том, что растёт на грядках, или о цветах на клумбах, сочините историю о ребятах, которые отправились в поход... Старайтесь, чтобы задания были максимально приближены к тому, что окружает ребенка сейчас, вовлекая его при этом в игру. Тогда малыш даже и не заметит, что занимается, а воспримет это как увлекательное путешествие.

Бывает, что родителям некогда заниматься с ребёнком самостоятельно, или пробелов в знаниях так много, что не хватает компетенции правильно донести информацию, подобрать нужные приемы. В таком случае стоит обратиться к специалистам. Есть различные варианты в соответствии с бюджетом и пожеланиями мам и пап:

Онлайн-сервисы
Это занятия и курсы через интернет на планшете или компьютере. Как правило, стоимость их невысока. При этом яркость, динамика и игровая форма подачи материала точно понравятся ребенку, он будет с нетерпением ждать новых уроков.

Репетиторы
Занятие с профессионалом отличается высокой эффективностью. Как правило, ребенок лучше воспринимает информацию от педагога, чем от близкого взрослого, когда можно расслабиться.

Тематические лагеря
Сейчас очень много интересных предложений о летнем отдыхе для детей. Смены в лагере организуются от 10-14 дней, могут быть как выездными, так и в городе. Плюсом такого вида отдыха являются различные программы, которые предлагают организаторы: спортивные смены, углубленное изучение математики, английского, творческие смены, где можно даже снять свой фильм или поучаствовать в театральной постановке на профессиональном уровне.

Вариантов занятий в летнее время очень много, главное не превращать это в рутину. Творческий подход к обучению поможет сделать лето ребёнка не только интересным, но и полезным.

И еще несколько полезных советов
  1. Не называйте ребенку летние занятия "уроками", так малыш сразу будет воспринимать их как негатив, еще не приступив к упражнениям. И в данном случае станет не важно, сколько интересного вы подготовили. Лучше представить это как игру или квест.
  2. Не превращайте летний период в череду постоянных дополнительных уроков. Занятия не должны быть продолжительными, можно даже проводить их не каждый день, но при этом регулярно, иначе цель не будет достигнута.
  3. Чтобы ребенку было проще начать обучение летом, составьте вместе с ним расписание — пропишите время и продолжительность занятий, а также не забудьте включить перерыв на отдых, прогулки, творчество.
  4. Предложите вести необычный читательский дневник, например, в виде репортажей. Пусть ребенок почувствует себя настоящим блогером или журналистом. В тенденциях современности, такой подход будет очень близок детям. Это не только простимулирует их больше читать, но и научит снимать короткие и качественные ролики, рассказывать о прочитанном. Одноклассники могут устроить свой чат, где будут выставлять такие видеосюжеты, поддерживая друг друга, общаясь и рекомендуя те или иные произведения.
  5. Сделайте фотогербарий. Как правило, дети любят фотографировать. Пусть ваш малыш почувствует себя настоящим профессионалом. На прогулке в парке или лесу, понаблюдайте за растениями, сфотографируйте их листья и плоды. Дома останется только распечатать и добавить названия к каждому изображению. Если хочется и есть возможность, можно взять несколько образцов, засушить дома и добавить в атлас-определитель.
  6. Сделайте с ребёнком комикс, посвященный летнему отдыху. Подготовьте альбом, и пусть он зарисовывает в нем самые интересные приключения. Можно добавить вырезки из журналов и стикеры. Когда в школе попросят рассказать или написать сочинение о лете, то малышу будет достаточно открыть свой альбом и освежить воспоминания.

Оригами

 

" Оригами в ДОУ, как средство развитие и воспитания дошкольников"


Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. «Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками»- складывать.

В настоящее время многие увлекаются складыванием из бумаги. В основном это занятие носит характер увлечения. 

С младшего возраста у детей ярко выражен интерес к познанию окружающего мира путём исследования: хочется всё потрогать, помять, порвать. Последнее особенно имеет отношение к такому материалу как бумага. Как же реагируют взрослые на это естественное желание малыша? В основном запретами: нельзя рвать бумагу, нельзя портить книги и т.д. Практика и теория вступают в противоречие. Всем хочется, чтобы ребёнок развивался, но желательно «без жертв и разрушений». Это стремление порвать или в лучшем случае смять бумагу наблюдается у детей достаточно длительное время. Почему бы не использовать эту естественную тягу детей к бумаге в развивающих целях? Тем более что бумага - материал малозатратный и доступный. Дети радуется тому, что сделанная своими руками игрушка работает: кораблик плывет в ручейке, самолетик взлетает ввысь, вертушка вертится на ветру, и т.д. Оригами в детском саду получило широкое распространение, как конструирование из бумаги. В чем развивающая функция этого древнейшего искусства? 


Во-первых, занятие оригами развивает мелкую моторику рук и если не прибегать к пространным научным терминам и сказать понятно и кратко, то мелкая моторика – это не что иное, как ловкость рук. А это очень важно для развития речи. Центры, отвечающие за речь и тонкие движения пальцев рук, расположены в коре головного мозга. Стимулируя развитие мелкой моторики, происходят процессы активизации отделов мозга и соединение зон, отвечающих за речь, повышающие эффективность развития моторной и речевой деятельности. В процессе складывания бумаги работают практически все пальцы рук, способствующее повышению активности обоих полушарий головного мозга, поскольку в работу вовлечены обе руки (одной рукой бумагу не сложить!). Обучая детей складывать бумагу необходимо учить их делать четкие и ровные сгибы. Ребенок должен получить красивую и ровную поделку, а педагог помогает развивать и «оттачивать» силу пальцев и четкие движения. В чем сложность реализации этой задачи? На первых этапах ребенок не обладает достаточной силой для выполнения ровных сгибов. Чтобы решить эту задачу, его необходимо заинтересовать предстоящей работой, помочь в начале обучения, а именно научить проглаживать сгиб с помощью подручных предметов (колец округлых ножниц или гранью карандаша).






Во-вторых, занятие оригами положительно влияют на развитие предметно-пространственного мышления, воображения, фантазии, а также воспитывает эстетический вкус. Начало обучения должно связываться с поэтапным показом выполнения задания. Иными словами, педагог показывает и объясняет, наглядно ориентируясь на схему. Самостоятельное складывание по схемам возможно только тогда, когда дети уже достаточно усвоили данный процесс





В-третьих, при изготовлении фигурки - игрушки из бумаги, ребенок представляет себе ее вид, как и чем украсить, играть и кому подарить. Педагог обязательно должен предложить детям украсить игрушку-поделку самостоятельно, а для этого необходимо предоставить свободное время, и различные материалы и принадлежности (фломастеры, карандаши, восковые мелки, кусочки цветной бумаги, клей и т.д.). 





В - четвертых, оригами развивает память и тренирует внимание. Чтобы правильно сделать работу, необходимо сконцентрироваться и внимательно слушать педагога. На практике эта задача не легка. Для правильного выполнения задания по алгоритму (схеме), нужно затратить достаточное количество времени, сидя за столом, что без сомнения, вырабатывает навык усидчивости у детей. Занятия оригами, также способствуют формированию аккуратности. В оригами результат работы (фигурка, игрушка, поделка) напрямую связан с аккуратностью ребенка.





Следовательно, можно утверждать, что через различные действия с бумагой, в процессе ее обработки, применении разных способов и приемов, дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме, что положительно влияет на развитие и воспитание детей, помогает реализовать многие задачи в повседневной работе педагога.

Оригами, как конструирование из бумаги - увлекательное занятие для дошкольников самого разного возраста. Особую радость ребенку доставляет момент, когда он видит ощутимый результат своего труда - игрушку, с которой можно поиграть либо украсить свою комнату. Полученный результат труда поднимает самооценку у ребенка, воспитывает самостоятельность, желание развиваться дальше. 


 «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

                                                                              В.А.Сухомлинский