воскресенье, 10 июля 2022 г.

Сам себе логопед: простые игры для развития речи

 


Сам себе логопед: простые игры для развития речи


Речевые нарушения — одна из самых частых проблем, с которой сталкиваются родители. Специалисты говорят о росте количества детей с такими нарушениям. Если в 1980 году речевые проблемы встречались у 24% детей, то на 2020 год это 54%. В половине случаев это искажение звука (картавость, шепелявость), но также это замена букв, перестановка слогов в словах, заикание или слишком быстрая (медленная) речь — во всех этих случаях ребенку потребуется помощь специалиста. Но одних занятий с логопедом недостаточно, стоит поддерживать малыша и дома.

Логопедические занятия для детей: с какого возраста начинать и как организовать?

Лучший возраст для логопедических занятий от 4 до 6 лет: до 3 лет ребенок еще не способен на целенаправленные занятия, а к школе нужно привести речь в порядок. Школьнику необходима хорошо развитая речь для успешного обучения. Преподаватели начальных классов отмечают, что зачастую ошибки в словах ребенок делает из-за плохого фонематического слуха: юный школьник просто не слышит звук в слове и пишет его с ошибкой.
Для того чтобы логопедические упражнения принесли заметную пользу, придерживайтесь правил:
1. Регулярность. Занимайтесь по 5-10 минут каждый день, а не по 30-40 минут раз в неделю.
2. Обстановка. Для некоторых упражнений вам понадобятся атрибуты: зеркало (необходимо для артикуляционной гимнастики) или свисток (для упражнений на дыхание). Поэтому, спланируйте заранее, что вам нужно и положите на стол перед ребенком. Так же, желательно убрать со стола все лишние.
3. Терпение. Не критикуйте, не передразнивайте и не кричите на ребенка, если упражнение не получается. Помните, вы занимаетесь этим, чтобы улучшить речь ребенка, а не ради галочки перед врачом или учителем.
4. Игровой формат. Ребенок легче занимается и воспринимает материал через игру. К каждому упражнению придумайте свою историю, или волшебную цель — зачем это делать ребенку.
Как улучшить речь ребенка?

Логопеды выделяют 6 основных направлений в логопедических занятиях для детей. Каждое из них включает в себя собственные упражнения и методики.

1. Артикуляционная гимнастика — упражнения, благодаря которым развиваются мышцы и органы отвечающие за дикцию и речь. Для дома подойдут базовые упражнения. Заниматься лучше перед зеркалом, так ребенку будет легче понять, как именно ставить язык или что делать с губами.
• Цель: широко улыбнуться, при этом не обнажая зубы. Зафиксироваться в этом положении на 20-30 секунд.
• Цель: поднести кончик языка за верхние зубы, приоткрыть рот, вернуть язык в исходное положение. Повторить 5-10 раз.
• Цель: открыть рот, вытянуть вперед язык и постараться свернуть его трубочкой. Зафиксировать в таком положении на 5 секунд. Повторить 5 раз.
• Цель: сомкните зубы вместе, а губы постарайтесь вытянуть вперед «трубочкой». Повторите упражнение 5 раз.
• Цель: поочередно тянитесь кончиком языка к носу, подбородку, правому и левому уголку рта. Повторите упражнение 5 раз.





2. Мелкая моторика. Ученые давно доказали связь между кончиками пальцев и речевым аппаратом. Лучшими играми для развития мелкой моторики у детей всех возрастов так и остаются:
Игры с пластилином. Для детей помладше — это лепка простых фигур (шар, снеговик и т.д.), для детей постарше можно задействовать видеоуроки со сложными элементами лепки. Так же во время пластилиновых игр с малышом можно изучать цвета, цифры, буквы, фрукты и овощи.
Аппликации. Для того чтобы создать аппликацию, мы задействуем сразу несколько участков мозга и тренируем не только мелкую моторику, но и фантазию, пространственное мышление.
Игры с прищепками (развесить одежду для кукол или платочки). Давайте ребенку самостоятельно застегивать пуговицы и молнии, также полезны игры со шнуровками.

3. Пальчиковые игры — это знакомые с детства Сорока-белобока, Пароход, Речка-рыбка и т.д.






4. Фонематический слух. Без развития слухового восприятия речи невозможна грамотная устная, а значит и письменная, речь. Для развития фонематического слуха можно использовать следующие упражнения:
• Для малышей: покажите картинки с различными животными. Задача малыша воспроизвести звук, который издает животное. Для детей постарше: произносите слова, задача ребенка — назвать первый и последний звук в слове.
• Найди отличия. Произнесите 2 похожих слова, задача ребенка — найти разницу (например, кот-код, лёг-лёд и т.д.).
• Как звучит инструмент? Вы включаете звук (или играете на инструменте), задача ребенка угадать, что за инструмент и воспроизвести похожий на него звук.

5. Дыхательная гимнастика — упражнения для развития дыхательной мускулатуры, диафрагмы.
• Щечки-пузырики. Упражнение для детей 3-4 лет. Вдыхаем воздух через нос, надуваем щеки, задерживаемся на 2-3 секунды в этом положении, и медленно выдыхаем через приоткрытый рот. Повторить упражнений 3-5 раз.
• Воздушный шар. Ложимся на спину, вытягиваем ноги, ладони прижаты к полу, тело расслабленно, глаза закрыты. Выдох — живот втягивается (как будто прижимаем его к позвоночнику), вдох — живот поднимается (как шар), выдох — снова живот к позвоночнику. Главное, делать упражнение медленно и плавно. Повторить 6-8 раз. Так же есть второй вариант этого упражнения, но на грудную клетку: вдох — поднимаем грудную клетку, выдох — сдуваем.
• Используйте теннисный мячик. Задача ребенка катать его по столу при помощи дыхания. Возможно поиграть в такой воздушный «футбол» с ребенком.




6. Словарный запас. Развивая словарный запас ребенка, вы не только развиваете речь, но и увеличиваете его объем знаний.
• Сказки. Читайте сказки перед сном ребенку или просто разговаривайте на разные темы. Объясняйте малышу не понятные слова. В этом вам могут помочь такие книги: Н.В. Нищева «Обучение детей рассказыванию с опорой на картинки», Н.Э. Теремкова «Я учусь пересказывать».
• Пересказ. Попросите ребенка рассказать вам сюжет любимой сказки или мультфильма. Если малышу сложно — начните с пересказа с опорой на картинки.

С речевыми проблемами сталкиваются многие дети и родители, главное — вовремя обратить на это внимание и не ждать, когда проблема решится сама по себе. Помните, что логопедические проблемы могут привести к лишним комплексам в общении со сверстниками.






Творческое развитие детей

 


Творческое развитие детей

Равно как науки формируют ум ребенка, совершенствуя его знания, навыки и способности, так творчество воздействует на его душу, наполняя ее, давая возможность видеть и ценить красоту.


Что дает творческое развитие?

Творческая деятельность предполагает самовыражение ребенка и осмысление действительности через звук, цвет, пластику тела или природные материалы. Сейчас в развитии детей творчеству уделяется большое внимание. С самого раннего возраста дети учатся творить: рисовать, лепить, танцевать или петь. И это очень ценный вклад. Ведь в школе большую часть времени дети учатся читать, писать, изучают множество наук, что помогает развивать их интеллект, учит думать, анализировать, делать логические выводы. Творческие занятия учат ребенка чувствовать, видеть красоту, мыслить шире.

Дети, в которых заботливо воспитывают любовь к искусству, получают следующее:

• Глубокое всестороннее формирование личности.
• Богатые интеллектуальные ресурсы.
• Социально приемлемые нравственные ориентиры.
• Творческое мышление.
• Уверенность в себе, хорошую самооценку.
• Умение наблюдать, размышлять, объяснять.
• Способность интерпретировать чувства и эмоции.
• Развитие памяти, речи, внимания.
• Широкий кругозор.
• Умение решать психологические проблемы с помощью творчества.

В результате воспитания в среде культуры и искусства получится всесторонне развитая личность, интересный и приятный собеседник, востребованный специалист. Начинать обучать ребенка азам искусства можно в старшем дошкольном возрасте, однако уже в 2-3 года многие дети с удовольствием слушают классическую музыку и с интересом исследуют репродукции картин мировых художников.

Развитие творческого потенциала: чем родители могут помочь ребенку?

1. Сделайте творчество доступным. Как можно больше выражайте себя в творчестве: рисуйте, пойте, слушайте хорошую музыку, танцуйте. Ребенок, наблюдая за вами, сможет понять свои вкусы и найти свой вид искусства.

2. Поощряйте любую творческую инициативу ребенка. Пусть у него будет как можно больше различных материалов для творчества, отведите для занятий искусством укромное местечко. Помогайте ребенку создавать шедевры, мотивируйте его на самостоятельное творчество.

3. Изучайте искусство. Читайте с ребенком о нем, посещайте выставки и музеи, ходите в театры (лучше начать с детского, например, кукольного). Обязательно обсуждайте прочитанное или увиденное, систематизируя тем самым полученные знания и опыт.

4. Во время больших прогулок по городу обязательно знакомьте ребенка с уличным искусством. Зачастую такие музыканты и художники даже позволяют детям побыть на их месте: постучать по барабанам, нарисовать что-то вместе. Это прекрасная возможность для ребенка испытать на себе роль творческой личности.

5. Пусть у ребенка будет возможность поиграть на разных музыкальных инструментах. Нельзя заставить его заниматься музыкой только на скрипке, если он не общался с гитарой или фортепиано. Любовь к музыке может быть только искренней.

6. Непременно изучайте вместе с ребенком особенности архитектуры вашего города. Детям нравится узнавать историю появления самых необычных домов или самых выделяющихся крыш. Кто поставил именно такой памятник и именно здесь? Обычно дети сами задают много вопросов о скульптуре и истории архитектуры, поощряйте их любознательность.

7. Если ребенку нравится рисовать и у него неплохо получается быть художником, обязательно позаботьтесь о сохранении его произведений: коллекционируйте их в специальную коробку или папку, самые лучшие можно повесить на стену. Так у ребенка будет формироваться уверенность в том, что его искусство понимают и ценят, это даст ему ресурс для дальнейшего развития.

8. Организуйте периодически свои домашние мини-спектакли и концерты. Театральное искусство и артистические способности не любят тишины. Одному ребенку достаточно лишь наблюдать, другой обязательно захочет попробовать на практике свои силы.

9. Если у ребенка формируется ярко выраженный интерес к определенному виду искусства, запишите его на тематический кружок, дайте ему возможность развиваться и совершенствоваться в этом направлении.

Искусство пробуждает душу, превращает человека в творца. Даже если ваш ребенок выберет жизненный путь, не связанный с творчеством, знания и ценности, усвоенные в детстве, обязательно пригодятся ему. Не раз он скажет вам слова благодарности за такое культурное воспитание.