понедельник, 13 июня 2022 г.

Развитие ребенка 5 лет



Педагоги и детские психологи разбивают критерии нормы развития на подпункты: внимание, память, речь, мышление, мелкая моторика, окружающий мир, математика. С помощью такого подхода, родителям и педагогам легче увидеть, все ли развито гармонично, либо что-то «проседает». 5 лет — идеальный возраст, чтобы не упустить пробелы в знаниях, а так же закрыть их без лишней спешки до школы.



Внимание и память к 5 годам


По сравнению с 4-х летним малышом, к 5 годам у ребенка происходит большой скачок в развитии внимания и памяти. В этом возрасте следует уделять больше времени играм на тренировку внимания и памяти. Итак, к 5 годам ребенок:Способен выполнять задания в течение 15 минут, не отвлекаясь.
Находит отличие между картинками.
Запоминает до 10 картинок.
Легко запоминает и воспроизводит считалочки, четверостишия, небольшие загадки.

Игры на развитие внимания и памяти


«Запретное слово». Интересная, простая и полезная игра, для которой не нужна особая подготовка. Правила игры: есть одно запретное слово, например, «белый». Далее ведущий задает вопросы, а игрок отвечает. Отвечая на вопросы нельзя использовать запрещенное слово, игроку нужно выкручиваться. Например: Какого цвета снег? (Белый — запрещенное слово, ребенку предстоит подумать, как можно описать снег другими словами). Так же есть аналогичная игра — «Запрещенное движение». Например, делаете зарядку или танцуете, ребенок повторяет все движения за взрослым, кроме запрещенного.

«Бабушка укладывает в свой чемодан» — взрослый начинает: «Бабушка укладывает в свой чемодан...пижаму», затем ход переходит к ребенку, он повторяет то, что сказал взрослый и добавляет свое слово, ход опять переходит, и действие повторяется. Игра развивает память.
Так же на развитие внимания и памяти отлично подходят игры «Найди отличия», «Найди пару», «Найди лишние» и «Что пропало». Суть игр похожа, ребенку предстоит запомнить, сравнить, найти лишнее или то, что убрал взрослый — зависит от игры. В эти игры можно играть с тем, что под рукой.

Мышление и речь ребенка в 5 лет 

К этому возрасту в речевом арсенале ребенка не менее 1000 слов, он способен строить фразы из 5-8 слов.
Ребенок знает какие бывают: профессии, части тела, животные, растения.
Малыш может рассказать кто он, где живет, кем работают его родители и т.д.
Грамотно склоняет слова, не путает окончания, умело пользуется предлогами.
Объясняет различия между предметами, находит лишние, объясняет явления.
Отгадывает загадки с помощью образного мышления.
Способен самостоятельно собирать пазлы, аппликации, а так же складывать оригами по образцу (повторяя действия взрослого), вырезать из бумаги сложные фигуры.

Игры на развитие мышления и речи


Оригами — японское искусство создания фигур из бумаги. Складывать из бумаги простую фигурку — не только интересно проводить время и развивать моторику, но и учить ребенка выполнять задания по образцу, развивать пространственное и образное мышление. Начните с простых фигур — кораблик (если смажете его воском, он прослужит на воде дольше), собачку, кошку, цветок или жабу.
«Отгадай по писанию» — это как крокодил, но только словами. Ребенку нужно описать предмет, явление природы или даже целое словосочетание словами и наводящими вопросами. Например: Свеча горит. Что мы зажигаем, если отключат электричество? (свеча). Что делает огонь? (горит) = свеча горит и т.д.
Загадки — сами по себе универсальный способ на развитие речи и мышления.

Мелкая моторика и навыки самообслуживания. 

Ребенок к 5 годам должен застегивать пуговицы, завязывать шнурки, умело пользоваться ложкой и вилкой, а так же одеваться и раздеваться самостоятельно.
Ребенок должен различать левую и правую руку.
Выполнять задания на штриховку, не выходя за края фигуры, а линии штриховки должны быть ровными.
Малыш должен обводить фигуры и разукрашивать их, не выходя за края.

Игры на развитие мелкой моторики


Пальчиковая зарядка — один из лучших способов развития мелкой моторики. Один из вариантов: 2 руки задействованы одновременно, пальцы, начиная от мизинца, соприкасаются с большим пальцем. Мизинец — большой палец, безымянный — большой, средний — большой, указательный — большой, затем в обратном порядке, увеличивая темп. Для сложности можно присоединять к занятиям любые четверостишия, повторять их во время выполнения упражнения.
Театр теней — вам понадобится темнота и фонарик. Научите ребенка разным простым комбинациям, чтобы на стене у него получался волк, заяц или лисичка.

Окружающий мир и математика для ребенка 5 лет.

Ребенок должен различать овощи, фрукты, ягоды: их названия, форму, когда созревают.
Знать название животных и их детенышей, насекомых и как они двигаются (бабочка — летает и т.д).
Различать времена года, узнавать их на картинках, а так же называть их приметы.
Малыш различает лево — право, верх — низ, над — под.
Знает цифры от 0 до 9, и способен расставить от 1 до 5 в верном порядке.
Знает, что такое больше, меньше, равно и умеет ориентироваться в этом, т.е. может сравнить количество предметов.

Игры для развития математических понятий и представлений об окружающем мире


Одна из самых лучших игр на этот возраст — графический диктант. Он одновременно развивает понятия об окружающем мире, учит счету, закрепляет понятия лево — право и т.д.
«Что кому?» — вы называете профессию, а ребенок рассказывает какие предметы нужны для нее. Например, парикмахер — ножницы, расческа, фен и т.д. Затем малыш рассказывает, что делать с названными предметами.
Головоломки — прекрасный вариант для развития математических способностей. Главное правило — следите, чтобы задачи соответствовали возрасту ребенка, не выбирайте слишком простые или сложные задачи.


Безопасность детей летом


 Начались каникулы, а значит, дети будут больше времени проводить дома и на улице, и не всегда под присмотром взрослых. Поэтому важно объяснить ребенку правила безопасности и проследить, что он их понял и запомнил. 

Безопасность детей дома 



Начнем с правил безопасности дома. Казалось бы, мой дом — моя крепость, тем более, если дом оснащен современной техникой, а школьник уже давно знает, что совать гвозди в розетку — не лучшая идея.  Тем не менее, дом может стать опасной ловушкой, если ребенок не знает основных правил безопасности. 
1.    Обойдите свой дом, посмотрите все ли в порядке, вся ли техника работает исправно, что с проводкой, и в норме ли розетки. При обычных обстоятельствах мы обращаем внимание на такие мелочи, лишь когда они ломаются окончательно. Но ребенок в доме с неисправной проводкой — опасность для малыша и дома.
2.    Ребенок должен знать номера экстренных служб, и в каких случаях им звонить. Но надеяться на детскую память в опасных ситуациях не стоит, поэтому повесьте список с номерами на видном месте. Так же проговаривайте алгоритм действий ребенка в опасных ситуациях: горит дом, искрит проводка, прорвало трубу — малыш должен знать, как вести себя в разных ситуациях.
3.    Определите границы: чем вы разрешаете пользоваться в ваше отсутствие, а чем нет. Учите ребенка пользоваться теми вещами,  к которым он проявляет интерес, но сделайте их безопасными (например, не спички, а автоподжиг).


Правила безопасности с незнакомыми людьми



Важно научить ребенка правилам поведения с незнакомыми людьми, даже если они не вступают с ним в прямой контакт. 
1.    Не вступать в контакт с незнакомыми людьми. Научите ребенка отказывать — он не обязан помогать незнакомым людям. Ребенок не должен реагировать на предложения, просьбы, вопросы. Выучите с ребенком фразы: Я спешу; Меня ждет мама; Мне не разрешают говорить с незнакомыми. 
2.    Нельзя, никогда и ни при каких обстоятельствах, заходить в лифт с незнакомым человеком. Неважно, преследовал ли он ребенка или просто стоял у лифта. То же самое касается подъезда: если за ребенком идет незнакомец или стоит у подъезда, — не заходить с ним в подъезд. 
3.    Научите ребенка кричать. Это важный навык, который способен спасти жизнь. По статистике, в случае нападения, дети безмолвно следуют за своим обидчиком. Поэтому научите кричать фразы: «Вы чужой! Я вас не знаю!» Окружающие взрослые плохо реагируют на крики «Помогите», часто дети используют их в качестве баловства. Тогда как на крики «Вы чужой, я вас не знаю!» — взрослые реагируют, как на опасность. 

Правила безопасности на дороге для детей



Все мы знаем, что дорога — не место для игр. Но детям мало этого объяснения, поэтому следует рассказать основные правила поведения вблизи проезжей части. 
1.    Переходить дорогу только в установленных местах, и только после того, как ребенок убедится в отсутствии машин: посмотреть налево — посмотреть направо. 
2.    Играть с мячом, кататься на скейте и роликах только на специальных площадках и во дворах, ни в коем случае не вблизи проезжей части. 
3.   Пересекать дорогу с велосипедом — пешком, ведя велосипед рядом, и только на пешеходных переходах.