понедельник, 10 апреля 2023 г.

Скороговорки для детей

Скороговорки для детей


Скороговорки — короткие стишки, иногда всего в две строчки, в которых встречаются слова с труднопроизносимыми звуками. На Руси их иногда называли языковертками и даже частоговорками. Народ придумывал скороговорки для того, чтобы учить правильно произносить слова, и сейчас мы их используем с той же целью, а именно:

• Развитие артикуляции и всех органов речевого аппарата.
• Улучшение звукопроизношения, четкости и темпа речи.
• Развитие памяти и внимания.
• Расширение кругозора и словарного запаса.
• Улучшение фонематического слуха.
• Тренировка интонации и выразительности речи.

Кроме этого, скороговорки — отличный способ весело провести время с близкими и друзьями.
Правила заучивания скороговорок

Прежде чем приступить к работе со скороговорками, следует знать, что есть несколько шагов, которые помогут выучить их быстро и с максимальной пользой:

1 шаг
Чтение текста взрослыми — произносить необходимо медленно и четко, чтобы ребенку было проще понять текст и интонацию.

2 шаг
Убедитесь, что ребёнку ясен смысл всех слов в тексте. Задайте несколько наводящих вопросов по содержанию.

3 шаг
Произнесите скороговорку вместе с ребенком, темп должен быть медленным, а звуки четкими. Длинные тексты делите на небольшие части для удобства разучивания.

4 шаг
Медленное проговаривание скороговорки без помощи взрослых. Сначала стоит попросить малыша произнести скороговорку шепотом, но максимально четко. Затем чуть громче, и так далее, каждый раз увеличивая силу голоса.

5 шаг
Предложите ребенку рассказать скороговорку чуть быстрее, постепенно увеличивая темп проговаривания.

Скороговорка — это произведение для многократного повторения, поэтому чем больше раз ребенок ее произнесёт, тем лучше будет результат.
Как увлечь скороговорками

Чтобы работа со скороговорками не стала занятиями по принуждению, стоит превратить её в увлекательную игру. Вот несколько способов заинтересовать кроху:
  • Устроить соревнования по качеству и скорости произнесения скороговорок.
  • При работе со скороговоркой используйте картинки и игрушки.
  • Игры-шифровки для отработки изученного материала. Например, «найти продолжение», взрослый предлагает карточки с началом или концом скороговорок, а ребенок должен их сопоставить и правильно произнести.
  • Использование мяча при заучивании. Ребенок, произнося текст скороговорки, ритмично подбрасывает и ловит мяч. Можно просто перекатывать мяч из одной руки в другую.
  • Предложите малышу рассказать скороговорку, выражая разные эмоции: удивление, грусть, веселье, обиду и т.д. Можно заранее подготовить аналогичные карточки и сложить их в мешочек.
  • При чтении скороговорок прохлопывайте ритм или простукивайте ногами.

Скороговорки по возрастам


Скороговорки стоит включать в работу с детьми с самого рождения, даже когда малыш еще не умеет говорить. Нужно начинать знакомство с максимально простых и легко запоминающихся текстов. Рекомендуется сочетать их с пальчиковыми играми. По мере взросления и развития артикуляции, необходимо усложнять материал.

10 месяцев – 2 года

В этом возрасте желательно использовать маленькие скороговорки, в которых отрабатывается какой-то один звук или чистоговорки. Желательно применять яркие картинки при разучивании текста. Малыш еще очень мал, поэтому емкий материал и яркий акцент помогут удержать его внимание. Не стоит ждать, что кроха сразу начнет повторять, так как у него только устанавливается звукопроизношение, еще отсутствует большое количество зубов, которые влияют на постановку многих звуков. К 2 годам ребенок осваивает гласные и некоторые согласные: [б], [п], [м], [л], [т], [д], [н], [с], [з], [г], [к]. Поэтому стоит подбирать соответствующие скороговорки для их отработки.

Ест киска суп из миски.
Сыта киска, пуста миска.

Ко-ко-ко- кошка любит молоко.
Му-му-му - молока налить кому?

3 – 4 года
К трем годам, появляются все молочные зубы, совершенствуется речевой аппарат. Это все дает возможность ребенку освоить новые звуки: [ж], [ш], [щ], [ч], [в], [ф], [х]. Можно заметить, что малыш пропускает их при произношении или смягчает, это нормально. Именно в этот период целесообразно начинать заниматься скороговорками целенаправленно и систематично, включая более сложные стихи и разнообразные приемы.

Муха–горюха села на ухо.

У ежа ежата, у ужа — ужата.
Не живут ужи, где живут ежи.

В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

5 – 6 лет
Малыш уже способен хорошо произносить все звуки, к 5 годам появляются [л] и [р]. А значит можно добавлять сложные скороговорки, включающие в себя отработку труднопроизносимых звуков и их сочетаний. Стоит обязательно проводить занятия с применением музыки, ритмичных упражнений, двигательной активности, тогда запоминание будет проходить быстрее и прочнее, а также повысится интерес к такому типу упражнений, ведь дошкольники воспринимают через игру все намного легче и охотнее.

Все бобры добры для своих бобрят.

Сидел тетерев на дереве,
а тетёрка с тетеревятами на ветке.

Был в саду переполох –
Там расцвел чертополох.

7 – 8 лет
Все звуки ребенок способен произносить без особого труда, если нет физиологических особенностей и иных сложностей. Поэтому стоит изучать объёмные скороговорки для отработки сразу нескольких звуков, сочетаний и труднопроизносимых слов, работать над темпом и интонацией. В этом возрасте занятия со скороговорками приобретают соревновательный смысл, ребенку интересно продемонстрировать свои способности в быстром проговаривании стихов.

Маленькая болтунья
Молоко болтала-болтала,
Не выболтала.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.


Скороговорки — сокровищница для развития языка и звукопроизношения, позволяющая сочетать в себе пользу и веселые игры. Такие упражнения считаются одними из наиболее эффективных для устранения речевых дефектов и улучшения дикции даже для взрослых людей. Поэтому способны увлечь не только малышей, но и их родителей, ведь скороговорок так много, что все их не переговоришь, а если не хватит, можно придумать и свои!


Ленивые игры для уставших родителей


Ленивые игры для уставших родителей


В современном обществе темп жизни возрастает из года в год, люди постоянно спешат, они всегда в делах. Но несмотря на это, дети требуют к себе внимания и заботы. И родителям хочется провести как можно больше времени рядом со своими малышами, ведь они очень быстро растут и их детство скоротечно. Но подчас усталость берет свое, и взрослые после тяжелых будней просто не способны подолгу играть и веселиться со своими детьми. Для этого есть занятия, не требующие особых энергетических затрат или физической выносливости, а может, даже наоборот — игры, где мамы и папы могут отдохнуть и немного расслабиться, а ребенок в это время получит удовольствие от совместных веселых затей.
Основные принципы ленивых игр:Ведущая и основная роль игры принадлежит ребенку, родитель выступает лишь помощником и контролером.
Родитель — полноправный участник игры, роль которого хоть и минимальна, но должна быть ощутима ребенком, иначе он быстро потеряет интерес к процессу, а может и вовсе начать капризничать.
Чем старше ребёнок, тем пассивнее может быть роль родителя.
Взрослый должен в любом случае контролировать безопасность процесса вне зависимости от своей усталости и ведущей роли ребенка.

Если все условия соблюдены, и проведена, при необходимости, должная подготовка к игре, то мамам и папам остаётся лишь расслабиться и немного отдохнуть.
Игры с ведущей ролью ребенка

1. Горячо-холодно

Не требует от взрослых много усилий, можно почти всю игру просидеть на диване. Перед началом родитель прячет одну или несколько игрушек, или ярких предметов в комнате, а ребенок с помощью подсказок «горячо-холодно» должен найти это сокровище. Дети обожают подобные поиски с сюрпризом в конце, и, как правило, готовы играть очень долго — минут 40 отдыха взрослым точно обеспеченно.

2. На приеме

Для девочек отлично подойдет игра "Салон красоты". Посетителями могут быть как мама, так и папа, различные куклы и игрушки. Можно использовать настоящие аксессуары (расческа, резинки), а также игрушечные наборы. Отлично подойдет детская косметика и краски для тела, которые легко смываются водой. В таком салоне возможно оказывать разнообразные услуги для красоты: создание причесок, массажи, уход за ногтями, лицом и многое другое, что нафантазирует сам ребёнок.
Можно устроить приёмную у доктора. Малыш с удовольствием проведёт осмотр. Придумайте как можно больше жалоб для «врача», чтобы малыш мог долго лечить «больного». Разрешите покатать по рукам и ногам машинки или мячики. Это послужит для «пациента» отличным расслабляющим массажем, а для малыша веселой забавой.
Такая игра способна занять юного доктора или парикмахера примерно на час, все зависит от поведения и пожеланий «посетителя».

3. Рисунки на спине

Это отличный вариант для самых замученных родителей. Можно лежать и наслаждаться лёгким массажем, пока ребенок рисует на спине пальцем, кисточкой или ватной палочкой буквы или картинки. Задача взрослого — попытаться угадать изображение.
Вместо рисования можно предложить малышу покатать по спине небольшие предметы, которые одобрены взрослым. Например: разные мячи и шарики, мягкие игрушки, машинки и т. п. Взрослый должен отгадать, что это за предмет. Рекомендуется задавать наводящие вопросы. Чем веселее и необычнее будут вопросы и варианты отгадок, тем увлекательнее игра, а значит мама или папа могут дольше лежать и отдыхать.

4. Рисунки-антистресс

Одно из самых расслабляющих занятий как для детей, так и для родителей — это рисование без особых правил, где не требуются художественные способности, главное сам процесс творчества и работа с цветом.
Нужно подготовить различные карандаши, ручки, фломастеры и простую белую бумагу, удобно устроиться на полу или ковре. Нарисовать на листе любые каракули, не задумываясь об их форме. Задача — раскрасить получившиеся окошки на пересечении этих линий, главное при этом, чтобы соседние цвета не повторялись. Такое рисование точно займет на долгое время всю семью, а самые красивые работы можно повесить на стену в рамку.

5. Настольные игры

Большинство настольных игр достаточно спокойные, в особенности с кубиками. Подготовьте игровое поле, разложив его на ковре или диване, взрослый вообще может только кидать кости, малыш сам будет считать и переставлять фишки. Отлично подойдут игры-бродилки с большими яркими картинками, где не нужно особенно напрягаться, внимательно наблюдать за ходом игры и выполнять сложные задачи. Родителям остается только иногда бросать кубики и, для большего веселья, радоваться или огорчаться выпавшим очкам.

6. Игры с кубиками


Игральные кубики очень универсальны, так как с ними можно придумать множество забав, где активную роль предложить ребенку. Стоит провести подготовительную работу и заранее сделать мешочки с карточками-действиями: прыжки на одной ноге, приседания, нарисовать квадраты, принести мячики, найти красные предметы, построить башню и другое. Взрослому нужно только кинуть кубик, а выпавшее число будет обозначать количество для выполняемого действия. Например, построить башню из 5 кубиков, принести 3 мяча. Ребенок будет активно занят игрой, а взрослый может посидеть и расслабиться в свое удовольствие. Главное, чтобы все предметы были убраны обратно на свои места, для этого можно снова использовать кубик и задание: сложить в коробку, на полку и др.

7. Строим домик

Предложите малышу построить домик для мамы или папы. Взрослый садится или ложится на пол, а ребенок должен вокруг него возводить крепость или шалаш из того, что есть дома (подушки, одеяла, стулья, пледы и другое, что разрешено родителями). Во время строительства попросите, чтобы было окно, или крыша, или занавески, добавьте освещение (фонарик), интерьер домика. Чем больше заданий даст родитель, тем интереснее станет игра, а главное — длительнее.

8. Уборка

Как ни странно, но это очень увлекательное занятие, особенно для малышей. Дети очень любят выполнять такого рода поручения, например, полить цветы, развесить вещи на сушилке или загрузить стиральную машину. Кроме этого можно предложить отсортировать детские носки по парам или красиво расставить игрушки на полке. Такие занятия особенно могут заинтересовать маленьких помощников, у которых развитие происходит за счет тактильных ощущений и эмоционального восприятия. А взрослым это даст возможность заняться более срочными и сложными домашними делами, навести в доме порядок. Можно предложить также приготовить вместе обед, дети любят помогать на кухне, особенно если можно чем-то полакомиться во время приготовления.

9. Сенсорные коробки

Коробки, наполненные крупой, водой, песком и даже гидрогелевыми шариками, способны не только увлечь малыша, но и способствовать развитию мелкой моторики. Можно дополнить коробки игрушечными грузовиками, которые перевозят песок и стройматериалы, животными фермы. Игры подойдут как для малышей от 1 года, так и для детей младшего школьного возраста. Но стоит помнить — чем меньше ребенок, тем опаснее его оставлять наедине такими забавами. Взрослый может тоже присоединиться к играм с сенсорными коробками, ведь это отличный антистресс и способ расслабиться. Единственная сложность — это собрать то, что будет рассыпано или разлито. Можно дать такое задание ребенку, а взрослому останется только доделать работу.

10. Занимательные коробки

Для малышей отлично подойдёт игра с коробкой, где лежат совершенно разные вещи: кусочки ткани, старые игрушки и другое. Малыш с удовольствием будет все это разбирать достаточно долгое время. А после сам соберёт все обратно в коробку. Эта игра вызовет неподдельный интерес крохи, так как он не знает заранее, что может найти в таком «сундуке с сокровищами», а каждый отдельный предмет может послужить началом веселой истории…

Игр, где взрослым отводится пассивная роль, достаточно много. Главное при этом — дать возможность самому ребенку фантазировать и творить, тогда родителям останется лишь наблюдать и отдыхать. Ведь как известно игра — лучшее средство для развития малышей и познания окружающего мира.