среда, 4 мая 2022 г.

Активное слушание в общении с детьми

 

Активное слушание в общении с детьми

Слушать собеседника и при этом по-настоящему слышать его — непростое, но очень важное качество, которому многие обучаются целенаправленно. Во взаимодействии с ребенком эта способность наиболее необходима: детям как никому другому важно чувствовать, что их слышат, хотят понять, понимают и поддерживают. Зачастую проблема ребенка решается эффективнее не потому, что ему помогли, подсказали, научили, а потому, что его просто правильно услышали. 

Активное слушание предполагает “возвращение” собеседнику в процессе общения важных смысловых высказываний, обозначая при этом его эмоции и чувства. Ребенок только учится понимать себя и окружающих. Любая проблема, вопрос или задача так или иначе связаны с эмоциональными переживаниями. Используя активное слушание в общении с ребенком, взрослые демонстрируют заинтересованность не только словами и фактами, но и внутренним состоянием, волнениями ребенка, тем самым помогая ему лучше разобраться в себе, получить ценный опыт и конструктивно выйти из ситуации. 

Многие взрослые имеют воспоминания из детства, когда их оставляли наедине со своими переживаниями. Сломалась игрушка — брось, из-за ерунды расстраиваешься. Поссорился с лучшим другом — не беда, завтра помиритесь. Казалось бы, ничего страшного не произошло, однако в маленьком детском мире многие незначительные для взрослого события действительно сравнимы с катастрофой. Оставить в такие моменты ребенка наедине со своими эмоциями — это как бросить его посреди пустыни, реки или заблудившемся в глухом лесу. Пусть сам разбирается, ищет дорогу, набивает шишки. Ребенок, возможно найдет способ справиться самостоятельно. Однако без помощи опытных и понимающих взрослых эти способы не всегда эффективны, порой они приводят к иррациональным установкам и искаженным моделям реагирования на долгие годы.

Что может сделать взрослый, когда ребенку плохо? Выслушать его. Активно выслушать. Для этого можно использовать следующие приемы активного слушания:

1.    Повернуться лицом к ребенку. 
Лица собеседников должны находиться примерно на одном уровне. Разумеется, никаких посторонних предметов и отвлекающих дел при этом быть не должно. Никогда не получится понять чувства ребенка должным образом, если в процессе общения с ним мыть посуду или читать сообщение в социальной сети.

2.    Меньше спрашивать, больше утверждать. 
Когда ребенок расстроен или обеспокоен чем-то, вопросы из серии “что случилось?” могут спровоцировать агрессию или желание закрыться. Ребенок ответит “ничего” и продолжить диалог станет куда труднее. Попробуйте вместо вопроса высказать предположение: “что-то случилось”. Такая незначительная разница в интонации может существенным образом повлиять на реакцию ребенка. Вместо “не хочешь поделиться?” попробуйте сказать “я бы хотела, чтобы ты поделился со мной”. Ребенок, в состоянии эмоционального возбуждения воспринимающий вопросы как допрос с пристрастием, почувствует, что вы настроены с ним на одну волну и действительно хотите помочь, а не просто выведать все тайны.

3.    Помнить  о паузах. 
Постарайтесь построить диалог таким образом, чтобы после каждой вашей фразы у ребенка была возможность осмыслить ее и отреагировать. Паузы не так страшны, они имеют психотерапевтическую значимость в процессе общения. Не стоит после одного высказывания немедленно начинать следующее, опасаясь, что диалог прервется на паузе или вы упустите важную мысль. Когда вы высказали свое мнение, дайте ребенку время на последующую внутреннюю работу, на обдумывание и примерку вашей мысли под свои ощущения.

4.   Перефразировать высказывания ребенка. 
Не бойтесь “вернуть” высказывание ребенка, перефразировав его так, как вы поняли. Эта обратная связь необходима для поддержания качественного взаимодействия. Так ребенок будет чувствовать, насколько верно его услышали и поняли. Если ваше высказывание не соответствует его переживаниям, он сможет вас поправить, подобрать другие фразы, а вы сможете дать правильные советы и обозначить его чувства более корректно. 

5.    Не давить. 
Ребенок вовсе не обязан и не всегда хочет говорить по душам. Как бы вы ни были настроены на общение и активное слушание, не настаивайте, оставьте его в покое. Достаточно в таком случае просто дать понять, что вы не против его слушать, как только он будет готов.

6.    Принять собеседника. 
Активно слушать гораздо проще, если вы принимаете все достоинства и недостатки того, кто говорит. Расположенность, безоценочность, безусловность принятия — обязательные ингредиенты в рецепте активного слушания. Старайтесь как можно чаще ставить себя на место ребенка и тщательно следить за своими реакциями. 

Начинайте использовать эти приемы постепенно. Не стоит торопиться и ждать мгновенных результатов. Если активное слушание раньше не практиковалось в вашей семье, ребенку понадобится время, чтобы привыкнуть и перестроиться. Да и родителям оно наверняка понадобится. Будьте готовы к тому, что получаться будет не с первого раза. Время и регулярная практика отточат навыки активного слушания, как и любые другие.

Игры для развития мышления

 

Игры для развития мышления

В современном мире все большее развитие приобретает функциональный подход, основа которого заключается в том, что человеку нужны вовсе не вещи и не предметы, а ФУНКЦИИ, ими выполняемые.  Развитие функционального мышления у детей дает им возможность решения многих нестандартных задач, а также развивает способности к изобретательству. 

Для освоения функционального подхода важно обсудить с ребенком три момента: 
1). любой предмет создан для выполнения какой-то основной, главной функции. Например, карандаш — чтобы оставлять след на бумаге, ластик — чтобы удалять след карандаша, пылесос — чтобы всасывать пыль и т.д. 
2). любой предмет может выполнять кроме основной, еще неограниченное количество различных функций. И наоборот: 
3). любая функция может быть выполнена большим количеством различных способов и предметов.  
Например, карандаш, у которого основная функция — оставлять след на бумаге, может выполнять также функции указки, линейки, опоры, шила и т.д. С другой стороны, основную функцию карандаша — оставлять след на бумаге — могут выполнить и другие предметы — ручка, кисточка, фломастер и даже палец, испачканный в чем-нибудь. 

 Несложные игры для развития функционального мышления у детей. 

1. "Назови предмет одним главным словом".
Для начала обсудите с ребенком главные функции для некоторых предметов. Например, как мы уже упоминали, основная функция карандаша — оставлять след на бумаге. Как это можно назвать одним словом? "Рисовалка" или "писалка". А зачем сделан автомобиль? - Чтобы возить грузы или людей. Значит, как можно назвать автомобиль одним словом? Конечно, "возилка". Предложите ребенку назвать одним "главным" словом, например, такие предметы: зеркало ("отражалка", "смотрелка"); телефон ("передавалка", "говорилка", "слушалка");  зубы ("жевалка"); лампочка ("светилка"); лопата ("копалка"). Эта игра получается очень веселая, она нравится детям, и при этом она учит их определять главную функцию предмета. 

2. Обратная игра - "Отгадай предмет". 
Спросите у ребенка  "Что такое "хранилка"?" — это может быть шкаф, сундук, сейф, карман, мешок, склад ...
Что такое "резалка"? — нож, пила, ножовка... 

3. "Что этим можно сделать?"
Попросите ребенка придумать как можно больше функций, которые можно выполнить, например, такими предметами:  карандаш (измерить длину, использовать как указку, размешать краску, сделать дырочку в бумаге...); гвоздь (можно использовать в качестве крючка, чтобы что-то повесить, для соединения деревянных деталей, можно использовать в качестве шила, можно нацарапать "письмо"...); спички (зажечь огонь, сложить узор, посчитать...).