воскресенье, 5 декабря 2021 г.

Развитие творческого мышления у детей.

 

Развитие творческого мышления детей.


Под творческим мышлением мы понимаем способность отходить от стандартных решений. Креативность является венцом творческого мышления. В этой статье разберем, зачем нужно развивать творческое мышление, как и с какого возраста это делать.

Зачем развивать творческое мышление? 

Творческое мышление, как способ психотерапии. Детские психологи и педагоги давно используют творчество, как метод арт-терапии. Зачастую детям, например, для того чтобы избавиться от воображаемого монстра под кроватью, предлагают его нарисовать и сделать добрым.

Творческое мышление, как способ самовыражения. Рисование, лепка, музыка — хороший способ выразить все, что ты чувствуешь внутри себя. Творчество помогает понять и принять свои эмоции. 

Творческое мышление, как способ обучения. Творческое мышление — способность отходить от привычного, искать новые пути для решения старых проблем. Творческое мышление помогает рассматривать вопросы с разных ракурсов. 

Эмпатия. Творчество учит ребенка, что отличаться — это нормально, что бывают разные чувства и поступки. Например, актерское мастерство учит ребенка смотреть на мир через эмоции других людей. 

Критическое мышление. Когда ребенок рисует или лепит, из раза в раз результат его деятельности становится лучше. Это происходит из-за того, что ребенок подмечает свои слабые места и учится делать лучше, т.е. развивает критическое мышление. Человек, у которого развито критическое мышление не будет следовать чужому мнению, ему сложнее навязать чужие взгляды.

Таким образом, творческое мышление развивает целый комплекс полезных навыков, которые помогают ребенку и в общении со сверстниками, и в учебе. Ученые доказали взаимосвязь между творчеством и успехами в обучении: больше творчества — лучше оценки. 

Как и когда приступать к развитию творческого мышления 

От 1,5 до 7 лет — лучший возраст для развития креативности. В обязательные занятия с ребенком стоит включить лепку, рисование (в том числе и пальчиковыми красками), решение различных головоломок; для маленьких детей — занятия с кинетическим песком, музыку, танцы (учат лучше чувствовать свое тело, улучшают координацию и пространственное мышление).

В качестве дополнительных идей для игр на развитие креативности, можно использовать  следующие: 

  1. «Слепой художник». Ребенку завязывают глаза, дают в руки карандаши и ставят перед листом ватмана. Ведущий диктует, как рисовать: влево - вправо, вверх - вниз. Задача ребенка понять, что он изображает на рисунке. Совет: выбирайте простые идеи — дом, дерево и т.д.
  2. «Облачные рисунки». Простое упражнение на развитие креативности у ребенка. Во время прогулки предложите ребенку посмотреть на облака, и спросите что он видит? Что ему напоминает то или иное облако. Для начала подскажите, что вы видите, подтолкните фантазию ребенка.
  3. «Что и для чего?». Суть упражнения: выбираете предмет и поочередно называете все случаи, где могли бы его использовать. Побеждает тот, кто назовет больше остальных. Старайтесь не останавливаться после 10-15 вариантов, креативные идеи начинаются обычно после 40-50 вариантов.  
  4. «Космические путешествия». Нарисуйте вместе с ребенком планеты солнечной системы, а затем попросите придумать к каждой планете своего жителя. В дальнейшем их можно вырезать и играть с ними. 
  5. «Придумай свою сказку». Предложите ребенку придумать другую концовку (или собственное продолжение) к любимой сказке или мультику. Это упражнение не только прокачивает воображение ребенка, но и работает над словарным запасом. 

Для того чтобы успешно развивать творческое мышление, самое сложное — не выбрать занятие, а найти на него время. Потому желательно внесите время на творчество в постоянный распорядок дня ребенка.  




Головоломки для детей.

 

Головоломки для детей: зачем нужны и с какого возраста играть?


Если для взрослых людей, разгадывать головоломку — это способ отвлечься от рутины, или найти нестандартный выход из проблемной ситуации, то для детей это обязательная нейрогимнастика — зарядка для мозга. Дети, в силу возраста, не способны надолго удерживать свое внимание на решении задач: они легко отвлекаются, теряют интерес и тягу к обучению. По этим причинам игра остается лучшим способом образования детей.
Головоломки тренируют мозг:
• Работают над развитием мелкой моторики, а значит развивают речь.
• Развивают пространственное мышление, а значит ребенок будет легче постигать счет, решать математические задачи и тд.
• Развивают логику, внимание и память, а значит ребенку будет проще адаптироваться к школе и усваивать большой объем информации в сжатые сроки.
Важно подбирать головоломки по возрасту ребенка, иначе малыш легко потеряет к ним интерес.

Какие бывают головоломки?

Ребусы, пазлы, сканворды, шарады, загадки, кроссворды, кубик Рубика — все это относится к головоломкам. По сути, головоломки можно разделить на 4 подвида:



1.   Устные — самый распространенный тип головоломок: загадки, шарады, словесные игры.

2.      С предметами — головоломки собранные из того, что под рукой. Например, задачи со спичками.



3.            К механическим головоломкам относятся пазлы, кубик Рубика, игра змейка, танграм и все его разновидности.




4.           Печатные головоломки — ребусы, сканворды, кроссворды, лабиринты, судоку и тд. Это головоломки, которые находятся на бумаге и чтобы ее решить, нужно произвести действия на бумаге (написать слова, нарисовать линию и тд). 






Головоломки по возрастам 

1.    Головоломки для детей от 2 до 4 лет.
В 2 года ребенка сложно надолго увлечь игрой, занятия не должны превышать 15 минут, их обязательно заканчивать на хорошей ноте.
•    Мозаика — цветная мозаика отличный вариант для развития мелкой моторики, а так же решения элементарных головоломок. Например, выложите ряд из мозаики с определенной закономерностью (2 зеленых фигурки, 3 красных, одна желтая — повторяем ряд). Предложите ребенку угадать закономерность, и повторить рисунок. Для взрослого это кажется легкой задачей, но 2-4 летнему малышу это может быть не просто. 
•    Танграм — собрать или повторить фигуру по схеме.
•    Деревянные или другие крупные пазлы — так же один из вариантов головоломок, подходящих по возрасту. 

2.    Головоломки для детей от 5 до 6 лет. 
В этом возрасте дети учатся сравнивать, анализировать, а так же они становятся более усидчивыми. 
•    Пазлы — стоит вводить более сложные пазлы, от 50 до 200 элементов. 
•    Графические лабиринты, ребусы, судоку, игры в слова — все, подходящее возрасту. 
•    Падающая башня или Дженга — эти игры развивают не только моторику, но и пространственное мышление.

3.   Головоломки для детей от 7 до 8 лет. 
В этом возрасте происходит скачок развития когнитивных возможностей, поэтому учителя советуют вводить такие игры, как: 
•    Головоломки со спичками, как на картинке выше. 
•    Кубик Рубика.
•    Загадки и кроссворды по возрасту.
•    Пазлы до 2000 элементов.
Все эти игры на развитие логики, пространственного мышления, внимания, памяти и усидчивости. 

4.    Головоломки для детей от 9 до 10 лет. 
•    Математические загадки — отлично подходят для юных школьников, у них уже достаточно развито пространственное и абстрактное мышление. 
•    Металлические головоломки, математические ребусы и сложные задачки со спичками. 

Головоломки формируют новые нейронные связи, учат видеть не самые очевидные решения проблемы. Головоломки полезны не только детям, но и взрослым.