понедельник, 4 марта 2024 г.

Дискалькулия у детей

 


Дискалькулия у детей






Дискалькулия – это разновидность расстройства обучения, связанная с развитием математических навыков. Данное нарушение может серьезно ограничить возможности ребенка в усвоении математического материала и повлечь за собой трудности в его будущих профессиональных и личных достижениях.

Причины дискалькулии

Основная причина дискалькулии заключается в нарушении обработки информации мозгом вследствие:

  • генетической предрасположенности — если у кого-то из родителей наблюдалось такое расстройство, то возникает большая вероятность его проявления и у малыша;
  • травм или инфекционных болезней, которые перенес ребенок;
  • нарушений неврологического развития, которые приводят к дефициту нейронных соединений;
  • недостаточного внимания со стороны родителей и педагогов к развитию математических навыков у ребенка;
  • психологических травм, возникших в результате негативного опыта в обучении.
Когда и как проявляется дискалькулия

Дискалькулия чаще всего становится наиболее заметна с 6-7 лет, когда дети начинают осваивать более сложные навыки, такие как чтение, письмо и счет. Часто это нарушение сопровождается дислексией или дисграфией.
 Основные проявления: 
  • Трудность в интерпретации чисел и математических символов, в установлении связи между звуковым и графическим обозначением.
  • Затруднение в выполнении базовых арифметических операций, таких как сложение, вычитание, умножение и деление.
  • Проблемы в определении порядка чисел.
  • Нарушение пространственного ориентирования, определения размеров предметов.
  • Сложность в понимании и решении текстовых задач, неумение представлять информацию в виде схем и таблиц, составлять краткую запись.
  • Проблемы с определением времени и дат.
  • Ошибки при написании: неверное написание цифр, зеркальное письмо, замена цифр схожих по написанию «3» и «8», «9» и «6», трудности при списывании с доски.

Если не обратить вовремя внимание на эти симптомы, то в старших классах и во взрослой жизни эти проблемы сохраняются и усугубляются. Человеку с дискалькулией сложно делать даже простые бытовые расчеты, например, посчитать сдачу, распределить предстоящие траты, спланировать бюджет. Возможны сложности с пространственным ориентированием, вождением автомобиля.

Виды дискалькулии


Существует различные классификации дискалькулии, вот основные виды:

Вербальная
Характеризуется трудностями в понимании математических терминов и понятий на слух. Дети испытывают сложности в в понимании условий задач и переводе их на язык цифр и операций.

Визуальная
Дети затрудняются в распознавании и запоминании математических символов, чисел и геометрических фигур. Они также могут иметь проблемы с проведением арифметических операций на бумаге.

Арифметическая
Этот вид дискалькулии характеризуется трудностями в выполнении арифметических операций, как с использованием бумаги, так и устно. Ребенок допускает ошибки при вычислении, не понимая принципов и правил выполнения данных операций.

Перцептивно-пространственная
Дети с этим видом дискалькулии испытывают трудности в определении пространственного расположения чисел и операций на числовой прямой. Они также затрудняются с решением задач на логику и пространственное мышление.

Коррекция дискалькулии

Коррекция дискалькулии у детей — это комплексный процесс, который включает в себя профессиональную диагностику, разработку индивидуальной программы реабилитации и проведение специальных занятий. Важно начать мероприятия как можно раньше, чтобы предотвратить дальнейшие проблемы и помочь ребенку развить математические навыки.
Основными методами коррекции являются психолого-педагогические занятия, направленные на развитие математических навыков и устранение дислексических особенностей. Работа с психологом и учителем играет важную роль в этом процессе, так как только комплексный подход позволяет добиться наилучших результатов.

Коррекционное обучение ведется по трем направлениям: 

  • Улучшение пространственных навыков. Это первоначально умение сравнивать и классифицировать предметы. Чаще всего на этом этапе применяют кубики Коса или доски Сегена, а также игры и упражнения для определения положения предмета в пространстве.
  • Развитие речи. Умение логично выражать свои мысли является основой для устранения различных затруднений подобного типа. Активный словарь ребенка пополняется математическими терминами и формируется умение их применять, малышей учат делать простые умозаключения, например с использованием слов «больше», «меньше», «столько же» и др.
  • Улучшение арифметических навыков, а также логического мышления. Этот этап проводится последним. Дети учатся выполнять арифметические действия, используя наглядный материал, проговаривая ход работы.

Кроме того, существуют специальные компьютерные программы и игры, которые помогают детям с дискалькулией развивать математические навыки, тренировать память и внимание. Такие методы коррекции являются эффективными и интересными, что способствует высоким результатам. Однако важно понимать, что лечение дискалькулии — это длительный процесс, который требует терпения и постоянства. Основной задачей специалистов является не только помощь в устранении трудностей, но и развитие у детей уверенности в своих математических способностях.

Профилактика дискалькулии

Профилактика предполагает диагностирование расстройства и выявление предрасположенности к нему, а также применение различных упражнений, которые способны предупредить появление подобного нарушения.

Рекомендации родителям для профилактических занятий дома:

  •  Начните изучать математику в раннем детстве, используя игры и упражнения с числами.
  • Включайте математику в повседневные задачи вашего ребенка, например, при походе в магазин, приготовлении еды или планировании времени. Это обеспечивает регулярность занятий и способствует пониманию, как математика применяется в реальной жизни.
  • Используйте наглядные материалы, это поможет детям лучше понять математику и улучшить умение считать, выполнять математические действия.
  • Применяйте современные образовательные технологии и различные интерактивные приложения.
При необходимости обратитесь за консультацией к специалистам, чтобы не пропустить возможные осложнения.

Игры и упражнения

Камни «Марлбс»
Игра направлена на умение соединять название чисел с количеством предметов, а также отработку простых арифметических навыков.
Оборудование: белый лист, карандаши, небольшие камни, кубик.
Описание: камни произвольно раскидать на листе бумаги. Ребенок бросает кубик и считает сколько выпало (может быть написано число вместо точек). Затем двумя руками одновременно обводит нужное количество камней на листочке. Можно усложнить и использовать два кубика, при этом выпавшие числа складывать, вычитать, умножать или делить.

Рисовалки
Отработка умения ориентироваться на плоскости.
Оборудование: лист в клетку, карандаш.
Вариант 1: на бумаге в клетку уже изображена половина предмета. Ребенок должен догадаться, что это, и дорисовать вторую часть самостоятельно, ориентируясь на образец.
Вариант 2: взрослый диктует ребенку сколько клеток и в какую сторону нужно обводить, ребенок следует инструкции и в результате получает готовое изображение.

Игры с цифрами
Умение находить нужную цифру на слух и зрительно, правильно воспроизводить ее образ.
Оборудование: лист с числами.
Вариант 1: на листе изображена цифра, например 5, в различных положениях и написанная разными шрифтами, а также неверное ее написание (не в ту сторону, отсутствуют элементы) или число 2. Задача ребенка определить, где правильно изображено число, а где ошибка.
Вариант 2: записать на листе большие цифры и сложить его пополам так, чтобы была видна только одна часть. Задача ребенка догадаться, что спрятано и дописать недостающие элементы.
Вариант 3: на листе записаны вперемешку цифры и буквы, нужно найти все цифры, называя их по порядку. Также цифры можно спрятать в рисунке.

Дискалькулия у детей не является преградой для успешного обучения математике, если принять меры по ее профилактике и коррекции. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода в процессе обучения.

Зачем детям стихи

Изучение стихов с детьми


это не просто увлекательное занятие, но и важный этап в их развитии. Однако, выбор подходящих стихотворений и правильная их презентация требуют особого внимания со стороны взрослых.


Зачем детям стихи

Чтение и заучивание стихов полезно для развития детей в различных аспектах — интеллектуальном, эмоциональном, творческом. 
Развитие речи: стихи обогащают словарь ребенка, развивают правильность и красоту речи.
Тренировка чувства ритма: ритм и мелодичность стихов способствуют развитию четкости и динамики произношения.
Формирование фонематического слуха: стихи построены на рифмующихся звуках, созвучном произношении. Это позволяет детям обращать особое внимание на звуковой состав слов, отрабатывать сложно произносимые звуки, подготавливаясь не только к чтению, но и письму.
Развитие когнитивных функций: разучивание стихов, наблюдение за их звуковой структурой позволяет развивать слух, память, внимание и мышление ребенка.
Стимуляция воображения: стихи создают яркие образы, развивая фантазию и креативное мышление.
Активация мозга: заучивание даже небольшого стихотворения влияет на биохимические процессы в мозге — усиливает его кровоснабжение, активирует нейронные связи, а следовательно и все функции.
Эмоциональное развитие: стихи помогают детям понимать и выражать свои эмоции, воспринимая эмоции автора, выраженные через рифмы и образы.
Воспитание моральных ценностей: поэзия несет в себе важные уроки жизни и полезные нравоучения.
Формирование любви к литературе и культуре в целом: поэты открывают мир поэзии и искусства через свои произведения, приобщая читателей к эстетике и культуре.
Развитие актерского мастерства: каждое стихотворное произведение необходимо читать и воспроизводить с особым мастерством и интонацией, передавая чувства и «вживаясь» в них.


Как читать стихи


Очень важно правильно читать стихи, особенно при первом знакомстве с произведением. Когда есть интерес, то процесс восприятия и изучения проходит легче и эффективнее. Независимо от возраста ребенка первый раз читать должен взрослый, правильно расставлять смысловые акценты и голосовые интонации.

Рекомендации:
  • Выбирайте стихотворения, соответствующие возрасту ребенка, чтобы поддержать его интерес.
  • Читайте стихи эмоционально, используйте мимику и жесты для передачи смысла и настроения стихотворения.
  • После чтения обсуждайте содержание стихотворения с ребенком, задавайте вопросы. Включайте малыша в диалог, вызывайте его интерес.
  • Поощряйте создавать свои стихи или иллюстрации к прочитанным, придумывайте продолжение историй или инсценируйте их.
  • Регулярно проводите чтение, не бойтесь повторяться и читать одно и то же стихотворение несколько раз. Это по новому раскрывает произведение, тренирует память и способствует заучиванию.

Стихи для детей дошкольного возраста (3-6 лет)


В этом возрасте дети более осознанны, они сами с интересом начинают просматривать знакомые им книги, просят почитать полюбившиеся произведения, могут следить за сюжетной линией. Выбирайте стихи с повторяющимися элементами, словами и звуками, отдавайте предпочтение стихам с яркими образами и звукоподражаниями, а также с элементами движений и ролевыми играми. Произведения не должны быть очень большими, с запутанной сюжетной линией.
В три года ребенок начинает обращать внимание на внешнее окружение, других детей, взрослых, учится выстраивать первые взаимоотношения. Поэтому темами становятся дружба, хорошие и плохие поступки, взаимопомощь. Не забывайте про яркие и забавные иллюстрации, они усиливают интерес к чтению и помогают понять произведение.

Список:
Авдеенко К. «Попугай», «Дождик»
Барто А. «Младший брат», «Я расту»
Берестов В. «Котёнок», «Мишка, Мишка, лежебока»
Маршак С. цикл «Круглый год», «Хороший день»
Маяковский В. «Что такое хорошо»
Осеева В. «Озорной дождик», «Утро», «Гостья»
Сапгир Г. «Полосатые стихи»
Сеф Р. «Однажды», «Муравей», «Спящее стихотворение»
Степанов В. «Ёжик и дождик», «Гусь и цыплёнок»
Токмакова И. «В чудной стране», «Один дома», «Котята»
Успенский Э. «Берегите игрушки», «Если был бы я девчонкой»
Чуковский К. «Муха-Цокотуха», «Доктор Айболит», «Телефон»