воскресенье, 1 сентября 2024 г.

Играем со счётными палочками

Логические игры и головоломки со счётными палочками.

 1. Составьте один треугольник из трёх палочек.

2. Составьте один квадрат из четырёх палочек.

3. Составьте один прямоугольник из шести палочек.

4. Составьте два равных треугольника из шести палочек.

5. Составьте два равных квадрата из восьми палочек.

6. Составьте один треугольник и один квадрат из семи палочек.

7. Составьте два треугольника, один большой, один маленький, из девяти палочек.

8. Составьте два квадрата, один большой, один маленький, из двенадцати палочек.

9. Составьте два равных треугольника из пяти палочек.

10. Составьте два равных квадрата из семи палочек.

11. Составьте три равных треугольника из семи палочек.

12. Составьте четыре равных треугольника из девяти палочек.

13. Составьте три равных квадрата из десяти палочек.

14. Составьте из пяти палочек квадрат и два равных треугольника.

15. Составьте из девяти палочек квадрат и четыре треугольника.

16. Составьте из десяти палочек два квадрата: большой и маленький.

17. Составьте из девяти палочек пять треугольников.

18. Составьте из девяти палочек два квадрата и четыре равных треугольника.

Ответы:


Задания

1. Выложите фигуру по образцу. Уберите три палочки так, чтобы осталось три таких же квадрата.

2. Выложите фигуру по образцу. Уберите две палочки так, чтобы осталось два неравных квадрата.

3. Выложите фигуру по образцу. Уберите четыре палочки так, чтобы осталось три таких же квадрата.

4. Выложите домик по образцу. Переложите одну палочку так, чтобы домик был развёрнут в другую сторону.

5. Выложите рыбку по образцу. Переложите четыре палочки так, чтобы рыбка «поплыла» в другую сторону.

6. Выложите корову по образцу. Переложите две палочки так, чтобы корова смотрела в другую сторону.

Ответы:

"Что могут счетные палочки"

Игры со счётными палочками



Счётные палочки с древних времён использовались в Китае, Японии, популярны были в Корее и Вьетнаме. Сегодня их используют для обучения счету, в том числе в школах, также в методике Марии Монтессори и других методиках раннего развития для обучения дошкольников и в качестве развивающей игрушки. Занимательные игры со счетными палочками могут стать хорошим подспорьем как на групповых занятиях, так и индивидуальных.

Почему именно счетные палочки?Потому что:

• счетные палочки развивают моторику пальчиков: от простейшей операции достать из футляра и сложить обратно до сложных узоров из счетного материала – все эти задачи выполняют огромную роль в тренировке мозга через пальцы;

• занятия со счетными палочками полезны и для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста;

• во время занятий со счетными палочками формируется пространственная ориентация, дети изучают понятия справа-слева, впереди-сзади, сверху-снизу;

• разнообразные задачи со счетными палочками требуют внимания, наглядно-действенного мышления, активного мышления;

• выполняя задания с помощью счетных палочек, ребенок изучает цвет;

• составляя рисунки, дошкольник активизирует творческое начало, конструкторское мышление, воображение;

• и, наконец, прямое их назначение –обучение начальной математикесчету, знакомятся с геометрическими фигурами, сравнивают величины, выполняют простейшие арифметические действия.

Как начать использовать счетные палочки в забавах с детьми дошкольного возраста?

Есть два этапа работы с этим простым материалом: – начальный-, когда счетные палочки используются как игровой инструмент.

В детском саду мы начинаем работу со счетным инструментом со знакомства с ним: детки рассматривают палочки, учатся определять их цвет, раскладывают на столике, складывают в коробочку. Затем набирают в каждую ручку как можно большее количество палочек, потом – в другую, и, наконец, – обеими ручками;



-второй этап – математический-, более высокая ступень, которая предполагает овладение с помощью цветных помощников азов математики.

Наигравшись со счетными палочками, приступаем к геометрическому конструированиюКонструирование является самым приятным для дошкольников способом изучить начальную геометрию.


В дошкольном возрасте от 3-5 лет работа со счетными палочками сопровождается:

выкладыванием геометрических фигур по образцу взрослого: дорожка, лесенка, забор, квадраты, прямоугольники.Потом усложняем: домик, поезд, автомобиль, бабочка, гараж и т. п.



выкладыванием по картинке: есть изображение гриба, цветка, солнца, а ребенок должен догадаться, как это выложить из палочек.



Для этого предлагаются следующие задания: сосчитать палочки, из которых выполнена фигура; если фигура составлена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета; сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет, и уголки у фигур; самому придумать и сложить фигуру из заданного количества палочек. Составление фигур из палочек начинается с простого изображения. В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик или солнце. Показ образцов изображений сопровождается стихами, загадками, потешками. Это необходимо, для того чтобы у ребенка возникал не только зрительный, но и слуховой образ, а также для поддержания интереса к данному виду деятельности.

В старшем дошкольном возрасте у детей развивается геометрическая зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы. Развивается представление о том, как из одной формы сделать другую. В подготовительной к школе группе дети учатся моделировать геометрические фигуры (составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов один большой и т. д.).