воскресенье, 5 декабря 2021 г.

Развитие творческого мышления у детей.

 

Развитие творческого мышления детей.


Под творческим мышлением мы понимаем способность отходить от стандартных решений. Креативность является венцом творческого мышления. В этой статье разберем, зачем нужно развивать творческое мышление, как и с какого возраста это делать.

Зачем развивать творческое мышление? 

Творческое мышление, как способ психотерапии. Детские психологи и педагоги давно используют творчество, как метод арт-терапии. Зачастую детям, например, для того чтобы избавиться от воображаемого монстра под кроватью, предлагают его нарисовать и сделать добрым.

Творческое мышление, как способ самовыражения. Рисование, лепка, музыка — хороший способ выразить все, что ты чувствуешь внутри себя. Творчество помогает понять и принять свои эмоции. 

Творческое мышление, как способ обучения. Творческое мышление — способность отходить от привычного, искать новые пути для решения старых проблем. Творческое мышление помогает рассматривать вопросы с разных ракурсов. 

Эмпатия. Творчество учит ребенка, что отличаться — это нормально, что бывают разные чувства и поступки. Например, актерское мастерство учит ребенка смотреть на мир через эмоции других людей. 

Критическое мышление. Когда ребенок рисует или лепит, из раза в раз результат его деятельности становится лучше. Это происходит из-за того, что ребенок подмечает свои слабые места и учится делать лучше, т.е. развивает критическое мышление. Человек, у которого развито критическое мышление не будет следовать чужому мнению, ему сложнее навязать чужие взгляды.

Таким образом, творческое мышление развивает целый комплекс полезных навыков, которые помогают ребенку и в общении со сверстниками, и в учебе. Ученые доказали взаимосвязь между творчеством и успехами в обучении: больше творчества — лучше оценки. 

Как и когда приступать к развитию творческого мышления 

От 1,5 до 7 лет — лучший возраст для развития креативности. В обязательные занятия с ребенком стоит включить лепку, рисование (в том числе и пальчиковыми красками), решение различных головоломок; для маленьких детей — занятия с кинетическим песком, музыку, танцы (учат лучше чувствовать свое тело, улучшают координацию и пространственное мышление).

В качестве дополнительных идей для игр на развитие креативности, можно использовать  следующие: 

  1. «Слепой художник». Ребенку завязывают глаза, дают в руки карандаши и ставят перед листом ватмана. Ведущий диктует, как рисовать: влево - вправо, вверх - вниз. Задача ребенка понять, что он изображает на рисунке. Совет: выбирайте простые идеи — дом, дерево и т.д.
  2. «Облачные рисунки». Простое упражнение на развитие креативности у ребенка. Во время прогулки предложите ребенку посмотреть на облака, и спросите что он видит? Что ему напоминает то или иное облако. Для начала подскажите, что вы видите, подтолкните фантазию ребенка.
  3. «Что и для чего?». Суть упражнения: выбираете предмет и поочередно называете все случаи, где могли бы его использовать. Побеждает тот, кто назовет больше остальных. Старайтесь не останавливаться после 10-15 вариантов, креативные идеи начинаются обычно после 40-50 вариантов.  
  4. «Космические путешествия». Нарисуйте вместе с ребенком планеты солнечной системы, а затем попросите придумать к каждой планете своего жителя. В дальнейшем их можно вырезать и играть с ними. 
  5. «Придумай свою сказку». Предложите ребенку придумать другую концовку (или собственное продолжение) к любимой сказке или мультику. Это упражнение не только прокачивает воображение ребенка, но и работает над словарным запасом. 

Для того чтобы успешно развивать творческое мышление, самое сложное — не выбрать занятие, а найти на него время. Потому желательно внесите время на творчество в постоянный распорядок дня ребенка.  




Головоломки для детей.

 

Головоломки для детей: зачем нужны и с какого возраста играть?


Если для взрослых людей, разгадывать головоломку — это способ отвлечься от рутины, или найти нестандартный выход из проблемной ситуации, то для детей это обязательная нейрогимнастика — зарядка для мозга. Дети, в силу возраста, не способны надолго удерживать свое внимание на решении задач: они легко отвлекаются, теряют интерес и тягу к обучению. По этим причинам игра остается лучшим способом образования детей.
Головоломки тренируют мозг:
• Работают над развитием мелкой моторики, а значит развивают речь.
• Развивают пространственное мышление, а значит ребенок будет легче постигать счет, решать математические задачи и тд.
• Развивают логику, внимание и память, а значит ребенку будет проще адаптироваться к школе и усваивать большой объем информации в сжатые сроки.
Важно подбирать головоломки по возрасту ребенка, иначе малыш легко потеряет к ним интерес.

Какие бывают головоломки?

Ребусы, пазлы, сканворды, шарады, загадки, кроссворды, кубик Рубика — все это относится к головоломкам. По сути, головоломки можно разделить на 4 подвида:



1.   Устные — самый распространенный тип головоломок: загадки, шарады, словесные игры.

2.      С предметами — головоломки собранные из того, что под рукой. Например, задачи со спичками.



3.            К механическим головоломкам относятся пазлы, кубик Рубика, игра змейка, танграм и все его разновидности.




4.           Печатные головоломки — ребусы, сканворды, кроссворды, лабиринты, судоку и тд. Это головоломки, которые находятся на бумаге и чтобы ее решить, нужно произвести действия на бумаге (написать слова, нарисовать линию и тд). 






Головоломки по возрастам 

1.    Головоломки для детей от 2 до 4 лет.
В 2 года ребенка сложно надолго увлечь игрой, занятия не должны превышать 15 минут, их обязательно заканчивать на хорошей ноте.
•    Мозаика — цветная мозаика отличный вариант для развития мелкой моторики, а так же решения элементарных головоломок. Например, выложите ряд из мозаики с определенной закономерностью (2 зеленых фигурки, 3 красных, одна желтая — повторяем ряд). Предложите ребенку угадать закономерность, и повторить рисунок. Для взрослого это кажется легкой задачей, но 2-4 летнему малышу это может быть не просто. 
•    Танграм — собрать или повторить фигуру по схеме.
•    Деревянные или другие крупные пазлы — так же один из вариантов головоломок, подходящих по возрасту. 

2.    Головоломки для детей от 5 до 6 лет. 
В этом возрасте дети учатся сравнивать, анализировать, а так же они становятся более усидчивыми. 
•    Пазлы — стоит вводить более сложные пазлы, от 50 до 200 элементов. 
•    Графические лабиринты, ребусы, судоку, игры в слова — все, подходящее возрасту. 
•    Падающая башня или Дженга — эти игры развивают не только моторику, но и пространственное мышление.

3.   Головоломки для детей от 7 до 8 лет. 
В этом возрасте происходит скачок развития когнитивных возможностей, поэтому учителя советуют вводить такие игры, как: 
•    Головоломки со спичками, как на картинке выше. 
•    Кубик Рубика.
•    Загадки и кроссворды по возрасту.
•    Пазлы до 2000 элементов.
Все эти игры на развитие логики, пространственного мышления, внимания, памяти и усидчивости. 

4.    Головоломки для детей от 9 до 10 лет. 
•    Математические загадки — отлично подходят для юных школьников, у них уже достаточно развито пространственное и абстрактное мышление. 
•    Металлические головоломки, математические ребусы и сложные задачки со спичками. 

Головоломки формируют новые нейронные связи, учат видеть не самые очевидные решения проблемы. Головоломки полезны не только детям, но и взрослым.










суббота, 30 октября 2021 г.

Осень — идеальная пора для совместного чтения

 


10 осенних книг для дошкольника

Так же как солнечные осенние дни идеальны для прогулок по паркам и лесам, так и дождливые вечера созданы для совместного времяпровождения с детьми. Осень — время настольных игр и книг. Когда по подоконнику стучат капли дождя, а небо затянула хмурая серая паутина туч, лучшее решение — налить ребенку чашку горячего какао, закутаться вместе в плед и сесть за порцию интересных книг про осень.

                 

1. Гунилла Ингвес «‎Осень Мишки Бруно»‎.
Возраст 3+.
Существует серия книг про мишку Бруно и его собаку Лолу. На сей раз наши герои провожают осень, готовятся к зиме? делая запасы, пекут вкусные яблочные колечки по секретному рецепту, и весело прыгают в кучи осенней листвы. Книга завораживает осенней энергетикой, иллюстрациями в пастельных тонах, и историями, которые увлекают ребенка в сказочный мир. Тем временем иллюстрации к книге создавала сама автор.

2. Анна Гончарова «Еня и Еля. ‎Осенние истории».
Возраст 5+.
Книга заканчивает цикл истории про двух енотов, брата и сестру, Еню и Елю. Автор книг Анна Гончарова — писатель, психолог и филолог. Осенние истории получились не только красивыми, но и терапевтическими. Книга и развлекает детей? и учит, как решать проблемы внутри семьи, как выстаивать отношения между братом и сестрой, как относится к проблемам.

3. Алена Кашура «Ключи от осени».
Возраст 5+.
Какой ребенок не мечтает, чтобы лето длилось бесконечно? В волшебном мире, где за порядком следят черодвоцы, а сменять времена года помогают годовики — происходит немыслимая история: неизвестный злодей украл ключи от осени и лето будет длиться вечно. А значит природа не отдохнет от лета, Годовик исчезнет, а папа друга главной героини — Олеси — никогда не вернется из командировки... Юная художница Олеся и годовик объединяются, им предстоит выяснить, кто украл ключи, найти их и открыть осень, но времени у героев все меньше. Книга проиллюстрирована красочными картинками в акварельной технике, которые точно не оставят никого равнодушными.

4. С. Патерсон «Ограбление в Лисьем Лесу». Возраст 4+.
Целая детективная история раскрывается в книге! Ведь в одной глухой чаще, за древними деревьями скрываться Лисий Лес, и в нем творятся удивительные истории. Одна из них случается с тремя друзями: по несчастному стечению обстоятельств, товарищи разбили окно в лавке мистера Груффи! Казалось бы, пустяк, но в эту же ночь лавку барсука ограбили и из нее пропали все запасы! Теперь друзьям предстоит выяснить, кто же этот воришка и вернуть все на место!

5.Свен Нурдквист «Петсон Грустит». Возраст 5+.
Свен Нурдквит не только писатель, но и художник, поэтому на страницах книги вы увидите иллюстрации самого автора. Картины для книги красочны и полны мелких деталей. Почему эту книгу советуют для осенних чтений? Нет, не только потому что история развивается осенью. Суть рассказа в том, что старик Петсон впал в осеннюю хандру, а его смышленый кот Финдус пытается его вытащить из цепких лап грусти. Мы часто говорим с детьми о чувствах и эмоциях: агрессии, злости, радости, но гораздо меньше мы говорим о грусти и тоске. Именно через это чувство проходит старик Петсон, а сама книга наглядно показывает, как с этим справляться.

6. Кимико «Осенние приключения Крошки-Малышки».
Возраст 3+.
Книга знакомит своего юного слушателя с историей волшебного дерева, из которого появляются феи и, конечно, о всех делах и заботах встречающихся на их пути. Летом фея заботится о цветах, но какие приключения встречаются на ее пути осенью и зимой? В книге этой серии рассказывается удивительная история о том, как фея помогает мышонку, заблудившемуся в лесу. Их задача не только отыскать путь домой, но и найти братьев-сестер малютки мышонка. В книге мало текста, и много иллюстраций, поэтому она отлично подойдет для самых юных слушателей.

7. Ирина Зартайская «Пряник и Вареник. Дождь». Возраст 5+.
Веселая история из серии книг о Прянике и Варенике — отлично подойдет для осеннего дождливого дня. В книге речь о том, что за окном уже идет ливень, а два друга договорились встретиться. И не отменять же встречу из-за такого пустяка? На их пути встретится масса забавных ситуаций.
Эта серия книг посвящена различным ситуациям, в которые могут попасть дети: поэтому вы сможете не только провести время за чтением, но и обсудить с малышом различные ситуации, и чтобы он делал, оказавшись на месте наших героев.

8. Людмила Дунаева «Дождь». Возраст 5+.
За окном дома проглядывает хмурое небо, а капельки дождя монотонно стучат по крыше, наигрывая свою непонятную осеннюю песню. А в доме собака и кот учатся дружить, еще не зная сколько необыкновенных приключений будет у них на пути. История о дружбе, надежде, помощи близким — именно этому учит книга.

9. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
. Возраст 5+.
Книга, знакомая с детства большинству нынешних родителей. История о том, как юная уточка не смогла улететь на зимовку вместе с остальной стаей из-за сломанного крыла. Изначально у сказки был совсем недетский финал: утром заяц увидел, что полынья замерзла, а от Серой Шейки остались лишь перья на льду. Когда юные читатели узнали о концовке истории, было пролито немало детских слез, под натиском которых Дмитрий Мамин и переписал финал, прислав на помощь уточке старого охотника.

10. Наталья Чарушина-Капустина «Лесная Сказка». Возраст 4+.
Осенняя история о желтом листочке, который сорвало с дерева и опустило на землю. Но тот не захотел оставаться там, а мечтал снова оказаться на дереве. Как идти к целям, принимать помощь, и куда это может привести — именно об этом такая простая детская история и повествует.




7 идей как провести время с пользой.

 


7 идей как провести время с пользой.


Впереди нас ждут необычные выходные, во многих городах ужесточены меры по посещению общественных мест, а где-то и вовсе все будет закрыто. Но давайте найдём в списке идею именно для себя, и выходные будут потрясающими.



1.Путешествие или экскурсия по родному городу или области. Когда мы говорим про путешествия, в голове сразу картинка долгой дороги, как минимум, в соседний город. Но как давно вы вместе с ребенком изучали родной город и его окрестности? Вне зависимости от места жительства, вы наверняка сможете найти что-то интересное рядом. Взять экскурсию, и как туристу пройтись и послушать удивительные истории города, посмотреть на него другими глазами. А ребенку это вполне может заменить урок по окружающему миру.

2.Выставки, музеи, ботанический сад, парки активного отдыха — не во всех городах это можно осуществить, но если у вас они остаются в доступе — не откладывайте их посещение надолго.

3.Активный отдых: аквапарк, скалодром, бассейн, веревочный парк, роллердром, искусственные катки или просто прогулка в лес на велосипедах — любая доступная активность, будет большим плюсом на каникулах. Есть данные, что во время физической нагрузки наш мозг улучшает качество своей работы, создавая новые нейронные связи, поэтому активный отдых полезен не только для здоровья, но и для интеллектуального развития.

4.Совместное чтение. Уж что-что, а книги всегда остаются в доступе. Помимо того, что это может быть отличной семейной традицией, совместное чтение помогает взрослым наладить контакт с ребенком, понять его чувства. Обсуждение прочитанной книги учит ребенка принимать свои эмоции, а так же чувства других людей.

5.Квесты. Детские детективные квесты не только увлекают детей и взрослых, но и развивают множество полезных качеств: пространственное и логическое мышление, внимательность к деталям и концентрацию. Для квестов не обязательно куда-то вести ребенка, можно все устроить дома или на прогулке, а в интернете много интересных сценариев, которые упростят подготовку.

6.Мастер-классы. Отталкивайтесь от увлечений ребенка. Возможно это МК по рисованию или гончарному искусству, а может быть, вы вместе устроите МК по изготовлению пиццы или шоколада. Главное для ребенка — внимание родителя.

7.Настольные игры. Этот пункт вне времени — настольные игры можно задействовать везде и всегда, ведь это отличный инструмент для р
азвития и просто общения.

понедельник, 11 октября 2021 г.

Вежливый ребенок: секреты воспитания

 

Вежливый ребенок: секреты воспитания.


Культурный и воспитанный ребенок — радость для окружающих и гордость для родителей. И совершенно не имеет значения при этом, 5 лет ему или 15. Вежливость — качество, которое в любом возрасте будет работать на человека, давать ему массу преимуществ в общении.

Вежливость — очень многогранное понятие. Вежливым можно назвать человека, если он:
  • обладает чувством такта;
  • уважительно относится к людям;
  • стремится идти на компромисс в спорных ситуациях;
  • умеет слушать собеседника.

Как происходит приобщение ребенка к социальной жизни? В какой момент развивается та самая вежливость? Как можно помочь малышу стать более вежливым?

Примерно до 3 лет ребенок знакомится с миром и правилами поведения через родительский пример. В 3-4 года он идет в детский сад, становится активным участником совместной игровой деятельности, осваивает ролевые игры — все это помогает ему изучать правила общения, получать собственный опыт. Основная база нравственных ценностей и этического мировоззрения закладывается в ребенке до 7 лет. Затем, начиная свою учебную деятельность, он использует весь накопленный опыт на практике.

Человек не рождается вежливым. Невозможно стать вежливым быстро и сразу. Лучше всего воспитывать в ребенке это качество с самых ранних лет, постепенно, начиная с самого простого. Дети не должны заучивать правильные слова, и проявлять вежливость как необходимое условие. Важно, чтобы это стало их собственной потребностью, звучало искренне, исходило от души.

Самое первое, чему стоит обучить каждого ребенка — те самые “волшебные” слова. Мы используем их ежедневно, автоматически, порой даже не замечая этого. Если в семье такие слова как “здравствуйте”, “спасибо”, “пожалуйста”, “доброе утро” или “извините” являются постоянными спутниками общения, то ребенок быстро освоит их. Достаточно лишь изредка и ненавязчиво напоминать ему поблагодарить или поздороваться. Используйте эти слова в играх с ребенком, читайте перед сном "вежливые" сказки.

С некоторыми словами у детей могут возникать затруднения из-за сложности их восприятия, недопонимания. О них полезно будет рассказать ребенку подробнее, объяснить происхождение. Например, слово “благодарить” означает буквально “дарить благо”, то есть добро. Человек, используя его в речи, желает добра своему собеседнику, мысленно дарит ему только хорошее.

Порой родители совершают ошибки, значительно понижающие результат воспитания вежливости у ребенка. К наиболее частым относятся:
  • Принудительная вежливость
Невозможно дать правильное воспитание “насильно”, у ребенка всегда должен быть выбор. Не захотел, постеснялся, забыл — причины “невоспитанного” поведения могут быть разные. Не стоит каждый раз упрекать или заставлять: “А ну-ка быстро поздоровайся” или “Растяпа, снова забыл сказать спасибо”. Такая реакция вызовет совершенно обратный эффект.
  • Прилюдное воспитание
Даже маленький и неопытный человек чувствует унижение, когда его упрекают или поучают на глазах у посторонних людей. У таких “уроков” три отрицательных эффекта: это заставляет ребенка чувствовать себя неполноценно, заостряет внимание окружающих на его невоспитанности, а также полностью убивает доверие к родителю у ребенка. И ни одного положительного.
  • Двойные стандарты
Часто родители учат ребенка одной модели поведения, при этом дома невольно демонстрируют совершенно другую. В такой ситуации малыш просто не сможет разобраться, правильно сложить в голове пазл. Поэтому взрослые прежде всего должны пересмотреть свои привычки в общении и поработать на собственной вежливостью.

Дети хорошо усваивают уроки вежливости. Им нравится быть вежливыми, ведь за это хвалят и родные, и посторонние люди. Но есть одна сложность, с которой сталкиваются практически все родители с детьми в общественных местах: детская непосредственность. Речь идет о ситуациях, когда ребенок тычет пальцем в прохожего, громко высказывается или высмеивает чужие недостатки. Малыши делают это без злого умысла, причиной такого поведения является недостаток самосознания. Важно отнестись к подобным ситуациям с пониманием. Как бы ни было стыдно за ребенка, не стоит бросаться тут же в критику и крики. Спокойно, доступно поговорите с дошкольником об уважении и доброте. Попросите его представить себя на месте такого “высмеянного”. Ребенок быстро все поймет и сделает верные выводы.

Беседы — важная часть воспитания детей в любом возрасте. Вокруг всегда происходит множество ситуаций, которые могут стать хорошим или плохим примером для малыша. Часто дети в вопросах вежливости испытывают трудности психологического характера. Ребенок может стесняться, ему может не нравиться человек, у него может быть плохое настроение и т.д. Во всем, что касается детей, слишком много ситуативности и индивидуальности, поэтому каждый конкретный случай нужно стараться разбирать, обсуждать.

Итак, в чем секреты воспитания вежливого ребенка?
  • Личный положительный пример, атмосфера в семье.
  • Добрые сказки и мультики.
  • Вежливые игры.
  • Похвала и поощрение.
  • Доверительное общение.

Геометрические фигуры

 

Геометрические фигуры



Развитие пространственного мышления у детей 3-7 лет тесно связано с понятием геометрических фигур и тел. Изучение геометрических фигур развивает логику, словарный запас, пространственное мышление, способность мыслить, анализировать, обобщать и сравнивать. Поэтому изучение геометрических фигур — важный этап развития дошкольника.





Что знает дошкольник о геометрических фигурах?

 3-4 года: ребенок знакомится с простейшими геометрическими фигурами: круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник.
 5-6 лет: различает формы предметов. Это связано с развитием пространственного мышления: ребенок уже понимает и знает что такое круглая, квадратная или треугольная форма.
 6-7 лет: к перечисленным ранее добавляются фигуры ромб, трапеция, параллелограмм и другие многоугольники. Так же знакомится с понятием геометрических тел: куб, цилиндр, конус, шар, пирамида.


Игры на запоминание геометрических фигур

Несколько игр, которые помогут познакомиться с геометрическими фигурами:

1. Найди фигуру на картинке — игра на закрепление знаний. Для нее нужен бланк с фигурами — картинками (предварительно можно нарисовать или распечатать). Задания могут быть следующими:
• найти заданные фигуры (например, найти все квадраты)
• раскрасить разные фигуры разными цветами (например, круги - красным, треугольники - синим и т.д.)
• обвести заданные фигуры (например, обвести все прямоугольники)
Такие задания помогают не только изучить и запомнить геометрические фигуры, но и развивают внимание и мелкую моторику.


2. Упражнение “Сложи картинку из фигур”. Суть: взрослый показывает какую форму нужно сложить из геометрических фигур, ребенок складывает. Это задание так же на логику и пространственное мышление. Примеры настольных игр на это упражнение: Калейдоскоп геометрических фигур, Геометрическое лото.


3. Игра — головоломка “Прозрачный квадрат Воскобовича” — состоит из 30 квадратов. Один квадрат полностью закрашен синим, у остальных 29 только часть. В набор так же входит альбом с примерами — фигурками: щенок, котенок и тд. Задача ребенка собрать из частично окрашенных квадратов фигуру с карточки.


4. Счетные палочки — простой и удобный материал для изучения геометрических фигур. Предложите ребенку сложить из палочек геометрическую фигуру, а затем изменить ее, убрав/добавив одну палочку. Предложите ребенку собрать квадрат, а затем попросите сделать из него треугольник. По мере изучения фигур усложняйте задания. Такие упражнения тренируют пространственное мышление, внимательность, логику.


5. Танграм и все его современные разновидности. Игра подходит для изучения и запоминания фигур. Тренирует логику, математические способности, пространственное мышление.


После того как ребенок уверенно освоил простейшие фигуры, переходите к более сложным понятиям — формам и телам.


Игры на геометрические формы и тела:
1. Ассоциации: взрослый называет фигуру, а ребенок перечисляет предметы из жизни, которые имеют похожую форму.
2. Игра “Найди тень” — ребенок должен найти тень от объемной фигуры. Можно играть наоборот — по плоскому образцу фигуры ребенок ищет объемную форму. (Для игры нужно подготовить бланк ли карточки с фигурами и телами — можно нарисовать или распечатать).
3. Оригами — способ подходит для детей кинестетиков. Ребенок учит геометрические формы за счет тактильных ощущений.
4. Геометрические и магнитные конструкторы, 3-мерные модели — объемные конструкторы помогают не только изучать геометрические формы и тела, но и развивают логику, мышление, фантазию.

При занятиях с дошкольником важно помнить: если у малыша не получается выполнить задание с первого — второго — пятого раза, в этом нет ничего страшного. Для детей это новое и не понятное, поэтому требуется время на понимание. Главная задача родителя: поощрять любознательность и успехи ребенка.

воскресенье, 5 сентября 2021 г.

Слуховая память: что это и как развивать

 

Слуховая память: что это и как развивать




Слуховая память помогает человеку запоминать и воспроизводить последовательности звуков. Если вы рассказываете аудиалу историю — в его голове сложится настоящий фильм, который он сможет легко пересказать. На уроках аудиал легко запоминает информацию и пересказывает ее, не заглядывая в учебники или тетрадь. В школе слуховая память бывает незаменимым другом ребенка и помогает писать изложения, сочинения, диктанты, запоминать важные даты.
Людей обладающих 100% слуховой памятью не так много, всего лишь 5-7%. Невозможно искусственно сделать из себя аудиала, но развивать навыки слуховой памяти по силам каждому.
Как понять, насколько развита слуховая память?

Необязательно обращаться к специалисту, чтобы понять насколько развита слуховая память ребенка. Для этого можно использовать стандартные тесты, которые легко найти в интернете. Один из самых распространённых тестов на слуховую память — методика «Запоминание 10 слов» по А.Л.Лурия. Тест подходит детям от 5 лет.
Суть тестирования: предложите ребенку прослушать 10 слов, несвязанных друг с другом по смыслу. Слова должны быть несложными и знакомыми ребенку, например: стол, кошка, дерево и т.д. После этого задача ребенка произнести те слова, которые он запомнил, последовательность при этом не важна. Процесс повторяется 3 раза, и 4-й раз через 10-15 минут.
По нормам, в первый раз ребенок должен повторить 4-6 слов. На 2 и 3 повторе ребенок должен говорить минимум на 1 слово больше, чем в попытку перед этим. Второй и третий повторы показывают скорость запоминания и усидчивости ребенка. Четвертый повтор можно провести спустя 10 минут — он показывает уровень развития долговременной памяти. В норме ребенок повторит на 2 слова больше или меньше от своего наилучшего результата.
Взрослый человек в норме с первого раза запоминает 7-9 слов. Для ребенка нормой считается количество слов равное его возрасту плюс/минус один. Значит для детей 5-6 лет показатель нормы — 4-6 слов; для 6-7 лет — 5-7 слов; от 8 лет и старше 7 и более слов.

Игры на развитие слуховой памяти.
1. Игра «10 пар». Суть игры в том, что взрослый придумывает 10 пар слов, связанных по смыслу, читает их ребенку с выражением и не торопясь. После прочтения родитель произносит первое слово из пары, а ребенок должен вспомнить и назвать к нему пару.
Пример игры: кошка — хвост, шапка — шарф, снег — морозы, медведь — берлога, нитка — иголка, стол — стул, тетрадь — карандаш, книга — закладка, кресло — диван, руль — машина.
Игра тренирует слуховую память и улучшает внимательность ребенка.

2. Игра «Запомни и продолжи». Игра не только улучшает слуховую память, но и увеличивает ее объем. Суть игры: взрослый начинает предложение, ребенок его повторяет и добавляет свою деталь. В зависимости от количества участников игра имеет 2 варианта.
Вариант 1. Если с вами много детей: Взрослый говорит, например, «Я сегодня шел по лесу и увидел...», ребенок «Я сегодня шел по лесу и увидел маленький гриб...», третий игрок повторяет и добавляет свое. Игрок, который допускает ошибку — выходит из игры. Побеждает тот, кто останется последним.
Вариант 2. Если игроков мало: принцип игры остается тот же, но в историю с каждым ходом добавляется не одно — два слова, а много слов и деталей. Например: «Мальчик поехал к бабушке в деревню...», второй игрок повторяет и добавляет «там он много плавал и ходил в лес». Игра продолжается до первого сбившегося игрока. Кто сбился — тот и проиграл.
Игра стимулирует слуховую память, воображение и улучшает концентрацию.

3. Игра «Слушай и рисуй». Игра комплексно развивает слуховую память, воображение и мелкую моторику рук. Взрослый читает стишок или маленькую сказку ребенку. Важно читать медленно и с интонацией. Задача малыша нарисовать на бумаге те образы из произведения, которые ему запомнились ярче других. В дальнейшем ребенок может пересказывать сказку по рисункам. Берите любимых детских авторов: Агния Барто, Самуил Маршак, Владимир Сутеев.

4. Игра «Что это было». Для этой игры вам понадобятся записи природных явлений, бытовых звуков, музыкальных инструментов — любых необычных звучаний. Подходите к делу с фантазией. Включайте ребенку запись и предложите угадать, что именно он слышит. Когда ребенок отгадает, можно попросить повторить звук. Выбирайте необычные звуки: звук моря, шум троллейбуса, треск огня, хруст ломающихся палок под ногами в лесу — чем необычнее звук, тем интереснее угадать и пытаться повторить.

Главное в развитии слуховой памяти — постоянство. Регулярные упражнения по 3-5 минут в день принесут больше пользы, чем занятия по 30 минут, но раз в неделю.
Слуховая память не развивается одна. Любое развитие будет комплексным. Развивая мышление и внимание, вы так же работаете над памятью.




Детские страхи

 Детские страхи


Баба-Яга под кроватью, злые монстры в шкафу, темнота и лесные чудища — на какие только страшилки не способна детская фантазия... Но бороться с ними вынуждены родители. И здесь не все так просто: не получится сказать, что монстров не существует. Детям нужны доказательства, способы борьбы и методы убеждения.


Страх — реакция нашей психики на раздражитель, опасность. Это защитный механизм и одна из основных человеческих эмоций. Отличия взрослого и детского страха в том, что взрослый человек мыслит рационально и умеет снимать стресс. Маленький человек мыслит образами, над ним властвует мир фантазий, он не может разобраться со своими эмоциями. В то же время, страх — естественный этап формирования нервной системы.

Почему дети боятся?

Заметить проявление детского страха не сложно: малыш нервничает, переживает, плохо спит или ест, может грызть ногти или выкручивать руки.
Детские страхи не появляются внезапно, обычно у них есть предпосылки. Для того, чтобы понимать как бороться со страхом, нужно выявить его причину. Среди причин страха выделяют 5 основных:
Негативный опыт. Испугала собака — малыш боится всех собак, ужалила пчела — страх перед насекомыми и т.д.
Особенности характера: мнительность, чувствительность, тревожность.
Богатая фантазия.
Детская фантазия не имеет границ, а ребенок не имеет нужного опыта, чтобы отличать воображение от реальности. Поэтому фантазия цепляется за сценки из мультиков и раздувает из них страхи небывалых форм. Отсюда "страх лесных чудовищ с красными глазами и размером больше дерева", хотя малыш только посмотрел невинный мультик.
Семья. Частые ссоры и неблагополучная обстановка в семье сказываются на поведении ребенка, в том числе и на рождении новых страхов.
Воспитание. Порой родителям кажется, что стоит лишь пригрозить и напугать малыша — и вот он уже делает то, что от него требуется. Например, чтобы малыш сидел в детском кресле пристегнутый и не капризничал — пугают, что полиция остановит машину и заберет его. Ребенок будет слушаться, но этот метод может привести к худшим последствиям: страхам и неврозу.

Не стоит ждать, что страх пройдет сам по себе, что ребенок его «перерастет». Человек взрослеет, а вместе с ним взрослеет и его страх.
Классификация страхов по возрастам.
От 1 года до 3 лет — в этом возрасте страхи явление редкое. В основном они связаны с долгой разлукой с родителями или с другим пережитым опытом. Ребенок боится ходить, потому что упал и больно ударился — ситуация знакомая многим родителям.
3 — 5 лет. Страхи, распространенные для этого возраста: страх темноты, одиночества, замкнутых пространств, ночные страхи — все это связано с развитием воображения. Множество страхов дети в этом возрасте заимствуют из мультиков или книг.
5 — 7 лет. Детские страхи становятся более разнообразными, потому что расширяется и кругозор.

В этом возрасте дети могут бояться засыпать. Они видят сны, и не все из них хорошие. Кошмары — большая нагрузка на детскую нервную систему. При этом кошмары — серьезный звонок для родителей, что ребенок подвергся сильному стрессу.

Может появиться страх перед наказанием. Важно помнить, что физические наказания наносят большой психологический вред ребенку.

Боязнь смерти и болезни. Обычно к этому возрасту, дети уже сталкиваются со смертью: близкого родственника, животного, знакомого семьи.
Методы борьбы с детскими страхами

После того, как вы поймете чего боится ребенок — поговорите с ним про его чувства, эмоции. Ребенок должен знать, что он не один, что его понимают и принимают.
Рисование. Предложите ребенку нарисовать свой страх. Обычно, дети в угнетенном состоянии используют темные цвета — это нормально. Продумайте с ребенком, как он может победить свой страх на бумаге, попутно проговаривая все его эмоции.
Сказкотерапия. Сочините вместе с ребенку сказку про его страх и как он с ним борется. В своем рассказе опишите ребенка как главного положительного героя: сильный, смелый и другие качества. Важно, чтобы ребенок их придумывал сам. Позвольте малышу прожить свой страх, придумать выход из него и проговорить вслух свои чувства. Также используйте специальные терапевтические сказки — психологические рассказы и истории о том, как герой победил похожий страх.
Амулеты и Талисманы. «А если под кроватью чудовище, а я вытащу ногу из-под одеяла, то оно меня утащит» — слышит мама каждый вечер перед сном. Придумайте амулет: нарисуйте, слепите, купите в сувенирном магазине — чем интереснее амулет, тем лучше. «Вот амулет. Давай повесим его над кроватью, и чудовище тебя не увидит и не услышит»‎ — отвечает мама.
Театр. Этот метод часто используют психологи в детском саду и школе. Проиграйте с ребенком сценку со страхом и как малыш его побеждает. Обязательно похвалите в конце, отметив смелость и доблесть маленького героя.
Подушечные бои. Эту методику используют в качестве борьбы с агрессией, но со страхами она тоже работает. Пусть ребенок представит, что дерется он с собственным страхом. В конце дайте малышу насладится победой и подарите медаль «За отвагу»‎.
Домик. Предложите малышу проговорить свой страх вслух и закрыть его в шкатулке, ящике или коробке. Расскажите ребенку, что это волшебная коробка, из которой ему не выбраться.

Детские страхи основываются не только на фантазии, но и на травмах. Убедитесь, что за пределами семьи — в детском саду, школе — ребенок не находится в стрессовой ситуации.

Уверенные в себе дети меньше подвержены страхам. Развивайте уверенность в детях — поддерживайте их, хвалите, обращайте внимание даже на самые маленькие их достижения! И конечно, уделяйте внимание развитию внимания, памяти, мышления, расширяйте кругозор малыша.






понедельник, 9 августа 2021 г.

Ребенок не играет с другими детьми — почему и что делать?

 

Ребенок не играет с другими детьми — почему и что делать?

Любой родитель волнуется, если видит своего ребенка одиноко стоящим на площадке, когда другие дети весело играют вместе. Не стоит волноваться, если это единичный случай: сегодня ребенок играет один, а завтра уже быстро вливается в компанию детишек и активно играет с ними. Но если обычно ребенок не хочет общаться с другими детьми — это повод задуматься, почему так происходит, и чем родитель может помочь?
Эмпатия и социализация

Для начала разберемся в двух понятиях, которые тесно связаны с понятием «общение» — это понятия «эмпатия» и «социализация».

Эмпатия — способность человека считывать, словно книгу, эмоции, чувства, переживания других людей. Чем выше развита эмпатия, тем легче малышу адаптироваться и найти свое место в кругу сверстников.
Изначально за эмпатию отвечают зеркальные нейроны: когда младенец отвечает на улыбку матери; когда хмурит брови, если корчить ему рожицы — все это «отзеркаливание»‎ за счет развития тех самых нейронов. В более осознанном возрасте дети «‎чувствуют»‎ и не хотят идти спать, или наоборот, часто просыпаются, когда родители собрались куда-то. Дети словно «‎читают» нервное напряжение в доме, и ни за что не уснут. Секрет кроется именно в эмпатии: она дает сигналы малышу и передает нервное состояние родителя ребенку.

Социализация — процесс включения ребенка в социальную среду путем усвоения ребенком норм, правил, ценностей этой среды. Ребенок начинает общение, и под его влиянием эмпатия может развиться до высокого уровня, а может остаться на невысоком. Играют роль в этом различные факторы: стресс, настроение ребенка, настроение мамы и другие.

Одним из самых негативных факторов для развития эмпатии и дальнейшей социализации считается гиперопека. Ребенку сложно влиться в детский коллектив и прочувствовать чужое настроение и правила в коллективе, если его все время одергивает мама.

Выделяют 3 уровня развития эмпатии:
1 Уровень: Низкий. На этом уровне работают только зеркальные нейроны. Ребенок видит эмоции, и сопоставляет их с теми, что видел ранее. Например, улыбка — радость, хмурые брови — злость. Но при этом, ребенок не способен различать более тонкие эмоции и разделять их между собой: злость от гнева и обиды, радость от волнения, стыд от вины.
2 Уровень: Средний. Ребенок стремится понять другого человека или самого себя.
3 Уровень: Высокий. Ребенок легко читает эмоции других людей, примеряет их на себя.

Необязательно развивать эмпатию до 3 уровня, но для того, чтобы ребенок понимал собственные эмоции и легко вступал в общение с другими детьми, лучше дойти до среднего уровня развития.
Упражнения для развития эмпатии

1. Дневник эмоций. В зависимости от возраста ребенка, предложите ему либо выписывать пережитые в течение дня чувства в дневник, либо проговаривать перед сном. Помогайте малышу найти причину его эмоций и разобраться в них. Дневник поможет ребенку расширить эмоциональный словарь: не просто обида — беспомощность, слабость, разочарование, печаль, уныние и т.д. Психологи насчитывают более 200 эмоциональных состояний человека, и чем больше словарный запас ребенка, тем легче ему идентифицировать собственные чувства.
2. «‎Поговори со мной». Суть метода заключается в проговаривании своих эмоций по такой схеме: «‎Я чувствую …, потому что…»‎. Ребенок связывает эмоцию с конкретным событием. Например, «Я чувствую грусть (или мне грустно), потому что Петя со мной не играет». Кстати, это упражнение отлично работает и для взрослых.
3. Театр. Игра в театр помогает ребенку раскрепоститься, а так же научиться распознавать чужие эмоции и передавать их. Предложите ребенку сыграть роль любого персонажа на выбор, например, мультяшного или из любимой книги.
4. Кто что чувствует? Предложите ребенку пофантазировать, что может чувствовать любой живой и даже не живой предмет в той или иной ситуации. Например, что чувствует травинка, когда дует сильный ветер? А когда идет дождь? Что чувствует лиса, когда охотится на зайчика? А что чувствует заяц, когда убегает от лисы? и т.д.

Что поможет успешной социализации ребенка?

1. Посещение кружков, детских секций, занятия командными видами спорта.
2. Предоставление свободы в выборе друзей и детском общении: не дергайте ребенка окриками «‎Это чужая игрушка! Не бегайте! Смотри не упади» и т.д.
3. Посещение детских мероприятий и различных площадок для прогулок — так будет больше шансов завести друзей.
4. Любовь и поддержка — ребенок должен быть уверен, что вы его любите и поддерживаете в любой ситуации, независимо от его успеха или неуспеха.

Ребенок манипулирует родителями — почему и что делать?

 Ребенок манипулирует родителями — почему и что делать?

Если ваш ребёнок всегда добивается чего хочет, умеет выставить ситуацию так, чтобы выгодно было ему. Если вы замечаете, что ребёнок манипулирует вами и получается у него это довольно успешно, тогда эта статья поможет вам взглянуть на ситуацию со стороны и разобраться в причинах.

Манипуляция – это такой способ воздействия на другого человека, который позволяет манипулятору добиться для себя выгоды. Манипуляция, на первых порах, не осознается ребёнком как хитрость по отношению к родителю. Он всего лишь ищет короткий и выгодный путь решения проблемы. И это не плохо.

Почему дети манипулируют?

 Причина первая — перенимают стиль поведения в семье.

Чтобы начать манипулировать, ребёнок должен научиться этому у окружающих. К сожалению, большинство взрослых привыкли реализовывать свои потребности через манипуляцию: «Будешь себя хорошо вести у стоматолога, пойдём в кино». И ребёнок, подрастая, воспринимает это как норму. В дальнейшем он будет знать: чтобы мама донесла его на ручках до 5 этажа, нужно создать неудобную ситуацию: громко зареветь, лечь на асфальт, и тогда мама не захочет, чтобы на неё косо смотрели прохожие – подхватит свое 25-килограммовое чудо и понесет на 5 этаж вместе с пакетом продуктов из магазина.

Как решить проблему в этом случае? 

Понаблюдайте за собой и научитесь замечать, когда вам хочется заставить другого сделать выгодное для себя дело, не спрашивая его интересов. Отношения в здоровой семье должны строиться честно, на доверии и уважении. А где же честность в манипуляции? Постарайтесь остановиться, обдумать свое желание и найти способ честно попросить об этом. Например: когда хочется, чтобы ребёнок не приводил в гости шумных друзей, не притворяйтесь больной, скажите правду – вы очень устаете от шума, договоритесь с малышом и ограничьте время посещения друзей или организуйте их встречу вне дома.

Причина вторая — дети чувствуют слабость родителя.

Если мама или папа не уверены в себе, испытывают чувство вины, страха, боятся осуждения прохожих, не умеют справляться с собственным раздражением и паникой, то малыш будет манипулировать их эмоциями. И истерика в магазине станет для него обычным делом.

Как справляться в этом случае? 

Не бойтесь показаться плохой. Никакой жалости, стойте на своем решении твёрдо. А если испугались собственных эмоций, задайте себе вопрос: "Я куплю ему машинку только затем, чтобы окружающие не подумали обо мне плохого?" Остановите свою панику, вы взрослый человек, который может защитить себя и маленького ребёнка от недовольных прохожих. И вы считаете, что будет правильным не купить сейчас эту игрушку. Переживание негативных эмоций – нормальное явление, важно не впадать в возраст ребёнка и самому не начинать кричать, а оставаться взрослым и предложить: "Сейчас мы не можем купить эту игрушку, но давай подумаем, что бы мы могли сделать, чтобы в следующий раз ее купить?"

Как еще манипулируют дети? 

Притворяются медленными, беспомощными или больными. В первом случае устанавливайте жесткие рамки: "Даю 15 минут, чтобы ты оделся". Важно не нарушать слова, и если ребёнок не выполнит просьбу — отменить прогулку или поход в гости. Слёзы не должны разжалобить никого в семье. Если малыш вдруг "заболел" — вызывайте врача или записывайтесь на прием. Почти все дети терпеть не могут врачей и лекарства, поэтому "больной" выздоровеет на глазах.

Искренне желаю, чтобы в вашей семье всегда царили гармония, уважение и взаимопонимание!

среда, 7 июля 2021 г.

Что делать, если ваш ребенок задира

 

Что делать, если ваш ребенок задира


В последние годы в российском интернет пространстве все популярнее становится тема буллинга — травли в школе. Тема получает известность, поэтому родители опасаются, что его ребенка будут обижать, дразнить и обзывать, начиная с группы в детском саду. И редко взрослые задумываются над тем, что именно их ребенок может стать агрессором. Родителям сложно принять факт: их ребенок — задира. Мозг начинает искать другие причины: мой малыш не хулиган, он просто стеснительный, он напуган, устал и это его обидели первым.

Родителям сложно принять акт, что их ребенок - задира
Родителям сложно принять акт, что их ребенок - задира

Как понять, что ребенок растет задирой

У любого поведения есть предпосылки. Психологи считают, что у агрессивных детей не в должной мере развит эмоциональный интеллект, они плохо понимают собственные чувства. Поэтому у таких детей есть отличительные черты в поведении:

  1. Ребенок мало общается со сверстниками, у него нет друзей или они слабее его по духу.
  2. Ребенок может обижать и дразнить домашних животных, а так же младших братьев или сестер. Жертвой выступают те, кто слабее самого задиры.
  3. У ребенка злые шутки, зачастую они обидны и унизительны.
  4. На детской площадке, в садике или школе другие дети стараются избежать общения и совместных игр с ребенком.
  5. Ребенок упрям, его главное правило: добиться своего любой ценой. Иногда родители относят это качество к хорошим. Психологи считают, что у чрезмерно упрямых детей, способных к манипуляциям ради желаемого, больше шансов стать школьным задирой.

Есть мнение, что лучше быть агрессором, чем жертвой. Однако, стоит задуматься над тем, насколько счастливым взрослым вырастет ребенок, не разбирающийся в своих чувствах и эмоциях.

Почему ребенок растет задирой?

Психология человеческих чувств и эмоций — тонкая материя, без сильной доказательной базы. Но психологи выделяют ряд причин для агрессивного детского поведения:

  1. Недостаток эмпатии. Эмпатия — способность понимать чувства других людей. Ранее считалось, что эмпатия это врожденное качество. Сейчас считается, что это чувство можно и нужно развивать.
  2. Неуверенность в себе. Травя и обижая других детей, ребенок отводит взоры окружающих от собственных недостатков, в том числе и мнимых.
  3. Потребность в контроле — ребенку кажется, что ослабив контроль над другими — он сам станет жертвой.
  4. Неблагополучная обстановка в семье. Ученые из Университета Южной Флориды провели исследование, которое доказало: дети, проживающие тяжелые жизненные события (частые физические наказания, развод родителей, потерю доверия в отношениях с родителями) склонны вымещать агрессию на других людях.
  5. Импульсивность — ребенок не контролирует свои чувства, часто и не понимает их. Для него злость — сиюминутное желание, которое нужно выплеснуть на окружающих.

Все причины могут быть как единственными, так и переплетенными между собой. Главное понять, какой механизм срабатывает у ребенка и бороться с этим.

Одной из причин агрессивного поведения может быть недостаток эмпатии
Одной из причин агрессивного поведения может быть недостаток эмпатии

Как справляться с задирой

Найти причину поведения: наблюдать за ребенком, разговаривать с ним и пытаться понять, что происходит в его маленьком мире.

Научить распознавать свои эмоции и контролировать их. Важно показывать и объяснять все на собственном примере: я повела себя так, потому что разозлилась и тд. Проговаривайте с детьми каждую эмоцию, причину по которой она появилась. Ребенок должен понимать, почему он испытывает негативные эмоции, как они называются, и как с ними справляться. В этом помогают ролевые игры и ритуалы. Подумайте, если у вас был тяжелый рабочий день, вы приходите с работы и делаете для себя что-то приятное. Это действие и есть ваш ритуал, который разгружает эмоциональный фон. У детей происходит также.

Обращайте внимание на собственное поведение и отношения в семье. Как бы не хотелось этого признавать, но детское поведение зависит именно от атмосферы внутри семьи, между важными для малыша взрослыми.

Существуют множество способов борьбы со злостью, обидой и негативными эмоциями.

  1. Предложите расстроенному ребенку покричать, сильно-сильно, направить всю свою накопленную энергию и обиду в крик. Так же выплеснуть негатив можно физической нагрузкой: бассейн, гимнастика.
  2. Игра «Покажи эмоцию»

Научить ребенка распознавать свои эмоции возможно через рисунки. Предложите малышу нарисовать злость, радость, обиду, восторг. Возможно добавить к рисунку пантомиму: вы показываете, а ребенок угадывает эмоцию. Затем меняетесь местами.

3. Игра «Прогоняем злость»

Для игры можно использовать подушки, коврики — любой физический предмет. Предложите ребенку высказаться и выплеснуть всю накопившеюся за день злость на подушке, или на коврике. Побив подушку или вытирая ноги о коврик ребенок выплеснет лишний заряд энергии, избавится от злости внутри себя.

Что почитать

В психологии существует множество способов для решения эмоциональных проблем. В том числе игры, задания, практики, которые невозможно описать в одной статье. Но им посвящены целые книги.

1. «Эмоциональный интеллект ребенка», Д.Готман, Д. Гетлер — книга наполнена теорией и практикой. Книга помогает родителям лучше понимать эмоции своего ребенка, подсказывает, как их преодолеть, как справляться с гневом, завистью и растить счастливого человека.

2. «Уходи, гнев! Творческие задания и игры на развитие эмоционального интеллекта» — книга с играми, заданиями и лабиринтами. Она знакомит ребенка со злостью и агрессией, учит управлять ими. В книге содержаться советы психолога для взрослых, которые помогают родителям научить ребенка справляться с эмоциями, правильно отвечать своим обидчикам.

3. «Как победить страхи. Развиваем эмоциональный интеллект» — книга познакомит с добродушным хамелеоном и покажет на его примере, как проживать различные эмоции, а так же расскажет родителям, что именно могут чувствовать дети.

Летние игры для компании детей

 

Летние игры для компании детей


Все, что нужно ребенку на летних каникулах — это воздух, солнце и вода. А еще — веселая компания и небольшая помощь в организации его досуга. Ну а родителям всегда важно, чтобы досуг ребенка был полезным и развивающим.


Мои друзья и я

Когда компания ребятишек собрана, в особенности, если это новая компания, было бы очень хорошо познакомиться друг с другом поближе. Предлагаем сделать это весело, интересно и с пользой: потренировать внимательность, память, коммуникативные навыки. Для этого сыграем в игру “Мои друзья и я”.

Встаем в круг, с помощью считалочки выбирается первый игрок. И все по очереди приветствуют остальных, представляются и называют любое свое качество, которое им в себе нравится. Свои слова каждый участник сопровождает любым жестом. Остальные игроки слушают и смотрят внимательно, стараясь все запомнить. Ведь каждый следующий человек в круге, прежде, чем представиться самому, должен повторить, что сказали о себе предыдущие участники. Например:

· Здравствуйте! Я Максим, я сильный! (показывает бицепсы).

· Привет! Мой друг Максим сильный (показывает бицепсы). А я Юля, я внимательная (показывает, будто смотрит в бинокль).

· Приветствую! Мои друзья Максим и Юля. Максим сильный, Юля внимательная (делает их жесты). Я Петя, я смешной (корчит рожицу).

Каждому следующему игроку сложнее, а труднее всего, конечно, последнему. Поэтому все помогают участникам, которые стоят в конце. В ходе игры дети раскрепощаются, заряжаются позитивом и духом взаимопомощи.

Паутина

Эта игра — на гибкость и ловкость. Понадобится моток бельевой веревки или резинки. Можно использовать колокольчики или бубенцы.

Веревка натягивается между несколькими деревьями или столбами в произвольном порядке, образуя множество пересечений. Расстояния между двумя отрезками веревки должны быть достаточно большими, чтобы ребенок мог пролезть в них, не задев веревки, но достаточно маленькими, чтобы для этого понадобились усилия. Необходимо попасть с одного конца “паутины” в другой так, чтобы не задеть веревку ни в одном месте. Можно развесить бубенцы, которые будут сигнализировать, что веревка задета.

Здесь ведущий может установить несколько попыток. Каждая следующая попытка будет даваться легче, ведь ребенок будет учитывать свои ошибки и стараться больше их не допускать.

Чтобы игра была веселее и бодрее, можно ввести в игру игрушечного паука, который будет догонять неосторожного игрока, задевшего паутину. Пауком управляет ведущий (взрослый), а ребенок старается убежать от паука, проходя паутину быстрее. Если под рукой не оказалось игрушки, то роль паука может исполнять сам ведущий. Остальные дети подбадривают игрока и подсказывают, как лучше преодолеть препятствие.

Загадочное слово

Игра развивает смекалку, а также умение работать в команде, навыки невербального общения.

Можно играть как одной командой, так и разделившись на две. Необходимо написать на небольших листках бумаги буквы, составляющие какое-нибудь слово (для каждой команды — свое). Один листок — одна буква. Дети не знают, какое это слово. Они поворачиваются спинами к ведущему, который прикрепляет к их одежде на спине буквы с помощью булавки или скотча.

Буквы располагаются не по порядку. Ведущий дает команду и дети начинают перемещаться, стараясь увидеть все буквы. При этом своей буквы ребенок не видит, видит только буквы на спинах других. Детям нужно разгадать слово, не разговаривая друг с другом и выстроиться в соответствующем порядке. Другой вариант — собраться всей командой в том месте, название которого написано на спинах. Если команд две или больше, то выигрывает команда, которая первая сложит свое слово.

Животные на спине

Игра учит формулировать вопросы, мыслить образно, обобщать информацию и делать выводы.

Игроку на спину вешается картинка с изображением животного или его названием. Когда остальные игроки увидели картинку, он начинает задавать им вопросы, на которые можно ответить только ДА или НЕТ. И по полученным ответам пытается отгадать загаданное животное. Вопросы могут звучать, например, так:

· Я покрыт мехом?

· Я хищник?

· Я обитаю в северных широтах?

Можно засечь время или установить определенное количество вопросов, задав которые участник должен угадать свое животное.

Заколдованный треугольник

Отличная игра на развитие креативного мышления и находчивости, но в то же время очень подвижная, требующая ловкости, силы, взаимной поддержки. Идеально подойдет для отдыха на даче, для проведения детских праздников на природе, куда приглашена компания детей одного возраста.

Нам потребуется веревка и три дерева или столба, образующие относительно равносторонний треугольник. Размер его должен быть таким, чтобы в него поместились все игроки. Кроме того, поблизости должны находиться крепкие палки, доски, дополнительные веревки или канаты и/или любые другие предметы (бочки, покрышки, ведра). Веревка протягивается между деревьями на высоте плеч детей.

Игроки становятся внутрь образованного веревкой треугольника. Их задача — выбраться из него над веревкой, не задев ее. Можно вставать на плечи более сильных участников и выпрыгивать, можно выйти под веревкой и взять предмет, который поможет перебраться через веревку. Можно взобраться по дереву, но при этом помнить, что нельзя прикасаться к веревке.

Если один из участников коснулся веревки, игра начинается заново. Это условие побуждает сначала помочь товарищу, а потом уже выбраться самому.

Верю-не верю

Следующая игра тренирует внимание и логическое мышление.

Ведущий говорит фразы. Некоторые из них верны, а в других допущена ошибка. Дети слушают внимательно и если замечают ошибку, то должны хлопнуть в ладоши или сделать другой заранее оговоренный жест.

Фразы могут быть такими:

  • осенью листья на деревьях желтеют;
  • весной птицы улетают на юг;
  • все отличники в школе учатся на двойки;
  • мороженое едят горячим;
  • грибы растут в лесу;
  • футбольный мяч делается из сплава железа и олова.

Некоторые фразы вызывают бурную реакцию детей, что создает веселую и непринужденную атмосферу.

Летом есть множество ситуаций, в которых можно задействовать игры. Более подвижные игры и игры с большим количеством участников уместны на открытых площадках. Менее подвижные игры могут быть использованы во время длительного ожидания или в дороге, они помогут весело и с пользой провести это время.

А в какие игры летом играет ваш ребенок?