“Неудобный” ребенок: как найти к нему подход?
Характер человека формируется с самого раннего детства. Одни дети приспосабливаются к окружающей действительности, к бесчисленным требованиям и правилам взрослых, становясь послушными, исполнительными, хорошими. Таких детей принято называть “удобными”: с ними не нужно возиться, их не приходится наказывать, они не раздражают и не заставляют краснеть. Мечта, а не ребенок...
Есть другие. Те, которые не хотят сидеть, стоять или ложиться спать по команде. Они не понимают не аргументированных запретов и не считают нужным лишать себя удовольствия познавать окружающий мир только потому, что кому-то это не нравится. Они непрерывно куда-то бегут, лезут, что-то берут и обязательно ломают. Именно таких детей называют “неудобными”.
Оказавшись в саду или школе, они попадают в ловушку из правил, границ и чужих мнений, становясь настоящим испытанием для воспитателей и педагогов. Кому-то из таких детей удается на пути во взрослую жизнь из “неудобного” ребенка превратиться в личность, сильную и неординарную. Часть из них сломается и останется в рамках и комплексах на всю свою жизнь.
Какие дети обычно считаются “неудобными”?
- гиперактивные;
- ярко выраженные лидеры;
- креативные, с богатым воображением и развитой фантазией;
- одаренные, наделенные способностями, талантом.
Такие дети, сталкиваясь с неправильной моделью воспитания, отсутствием индивидуального подхода или недостатком профессиональной подготовки специалиста, могут стать настоящей и серьезной проблемой для родителей, воспитателей и учителей. Их невозможно заставить подчиняться. У такого ребенка нет потребности быть хорошим, угождать и нравиться всем.
Как найти подход к “неудобному ребенку”?
Как помочь ему стать личностью, найти себя?
• Уважение и понимание
Общаясь с детьми, важно помнить о том, что они такие же личности, как взрослые, только маленькие и неопытные. Лишь уважая в ребенке личность, можно построить с ним позитивные взаимоотношения. Каждый раз, когда ребенок делает что-то очередное очень неудобное (не для него, разумеется, для взрослого), постарайтесь заглянуть в этот поступок максимально глубоко. Что за ним скрывалось? Он поступил так, потому что делает намного быстрее, чем думает? Он не понял правила? У него было свое мнение на этот счет и он решил сделать по-своему? Он с чем-то не согласен, чем-то не доволен? Вариантов может быть огромное множество.
• Границы
Не стоит упускать из виду тот факт, что часть неудобных детей все же становится такими по причине недостатков в воспитании, неправильно обозначенных границ, недосказанных и недопонятых правил. Такой ребенок может быть избалованным, капризным, ведь он привык, что ему во всем потакают. Очень важно с активными и развитыми детьми сохранять баланс между тем, что он хочет и может исследовать, и тем, что ему действительно запрещено делать. Правила и границы для детей должны быть четкими, понятными и справедливыми.
• Аргументированные запреты
Просто запретить и ждать от ребенка понимания бессмысленно. Необходимо доступно и уверенно аргументировать свою позицию, ведь ребенок имеет свою и наверняка будет на ней настаивать. Он должен понимать, что запреты всегда имеют под собой очень серьезные причины и не стоит проверять на деле что будет, если их нарушить.
• Больше общения
То, что поощряется и считается нормальным дома, в саду или школе может быть неприемлемым или просто непонятым. К этому ребенок должен быть подготовлен. Объясняйте правила поведения в коллективе, рассказывайте о соблюдении иерархии в обществе. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок комфортно ощущал себя в группе людей и мог спокойно выражать себя и свое мнение, он должен иметь соответствующий опыт и позитивное к нему отношение.
• Ответственность и самостоятельность
Упрямые, своенравные, “неудобные” дети должны как можно раньше научиться чувствовать ответственность за свои действия, так как самостоятельность — основная потребность, к которой они стремятся. Быть собой, говорить и делать то, что хочется или отказываться от всего, что не хочется, легко, если извиняется и разбирается с последствиями мама. Учите ребенка быть личностью, самостоятельной и ответственной.
• Совместный досуг
Чаще проводите время с ребенком. Возможно, его “неудобность” напрямую связана с острой нехваткой родителей в его жизни. К тому же так вы сможете получше узнать своего ребенка, его интересы и увлечения, понять его, выстроить доверительные отношения. Кроме того, совместные занятия прекрасно подойдут для того, чтобы воспитывать в ребенке необходимые качества на собственном примере.
• Родители на стороне ребенка
В любой ситуации старайтесь поддержать ребенка и понять причины его поступков. Даже если весь мир (группа, класс) ополчился против него, вы не должны вставать на чужую сторону. Ваша поддержка — это его уверенность в себе, доверие к вам и возможность разобраться в проблеме без морального ущерба для ребенка.
Внимательно наблюдайте за своим ребенком, старайтесь как можно лучше понять его. Неудобный ребенок — это, конечно, сложно для родителей, но, с точки зрения самого ребенка, это прекрасное подспорье для формирования личности, успешной и уверенной в себе. Однако если вы наблюдаете в поведении такого ребенка агрессию, рассеянность, искажение моральных ценностей и этических норм — непременно побеседуйте с ним об этом. Целесообразно также в таких случаях обратиться за консультацией к детскому психологу.